loader image

Почему из Курска уезжает молодежь, зачем нужен дизайн-код и есть ли в городе культурная жизнь? Мнения горожан

Уличный художник, галерист, специалист по наружной рекламе, журналист и еще несколько активных горожан обсуждают то, что всех волнует


Участники Культурно-просветительского общества «Возрождение» в рамках походящего в городе Форума культурных инициатив организовали круглый стол. Решили обсудить взаимоотношения города и искусства, собрали активных заинтересованных лиц. А для того, чтобы затронуть актуальные вопросы, заранее устроили во Вконтакте голосование. Животрепещущими назвали несколько тем. Почему молчат уличные художники? Как отсутствие единого дизайн-кода влияет на распад культурной среды? Почему интересные идеи и люди уезжают из города? Как культурному продукту конкурировать с развлекательным?

Куратор творческих проектов «Морса» Анна Сухова высказала свое мнение на круглом столе, а журналист Мария Панасюгина законспектировала для читателей и все остальные.


Алина Линник

«Женщины бизнеса»


— Мне кажется, что у нас в городе не очень хорошо организован культурный досуг. Нужно больше инициативы и желания. Есть большие города и большие возможности, да. Но если захотеть, то и в Курске можно реализоваться».


Сергей Брежнев

директор «Областного Дворца молодежи»

—  В Курске есть возможность реализоваться, инициативы и молодежные проекты обычно находят поддержку. Но при этом я считаю абсолютно нормальным, что люди уезжают из города. Они ищут себя где-то еще. Кто-то приезжает в Курск, кто-то уезжает.


Анна Сухова

интернет-журнал «Морс»

—  Одна из задач «Морса», которая стояла с самого начала – показать, что Курск есть за что любить. Бытует мнение, что у нас тут ничего не происходит. А когда начинаешь показывать, что у нас есть и мероприятия, и талантливые люди, то все удивляются: «Оказывается, мы живем в интересном городе». Но все равно, пока пивные превалируют над чем-то культурным, и находят больше отклика, нежели что-то действительно интересное и нужное. В той же Москве куда проще реализоваться, особенно в развитии бизнеса и каких-то идей. Но возможно, уже следующее поколение не захочет уезжать из
нашего города, если будет больше примеров таких людей, которые здесь нашли себя.


Александра Дорофеева

арт-группа «Цикорий»

—  В своем городе — в Железногорске — мы решили создать точку притяжения, куда приедут на лето, хотя бы на десять дней. Так появилась Железногорская биеннале. Это было буйство современного искусства, в котором участвовали художники, поэты и другие творческие люди. Приезжал известный актер Сергей Пахомов, или Пахом, как его называют. В основной программе – живопись, перфоманс, инсталляции, кинопоказы и многое другое. За время проведения Железногорской биеннале мы пытались делать какие-то городские интервенции, инициировать диалог с городом, с муниципальными структурами, и, к сожалению, получили непонимание. Потому что все, что делает молодежь у нас в городе, считают сатанизмом.


Олег Радин

художник, галерист, кравед

— В следующем году будет 25 лет, как мы учредили день художника. Вот скажите, кто был у нас и кто об этом знает? А это событие мирового уровня. Курск – родоначальник праздника, которого не было в мире. Но это никого не заинтересовало. Молодежь скорее пойдет в какой-то клуб или Central park, фотографироваться с «Мерлин Мурло», которая стоит у входа. Хорошо, что молодежь идет туда, где показывают что-то креативное, но нет здесь чего-то искреннего, родного. Казимир Малевич – художник номер один в ХХ веке. Его дом, который находится в Курске, имеет мировое значение. Это единственное сохранившееся место, связанное с жизнью Малевича. И один дом на улице Почтовой разрушается, а на втором висит баннер. Вот о чем нужно думать».


Андрей Немиров

директор Курского кинофонда

— Все вопросы, которые стоят на повестке дня, надуманы. У нас много интересных людей. «Союзмультфильм» уже который год приезжают сюда с мастер-классами и в поисках талантов. Даже планируют открыть здесь школу. Это делается потому, что гении искусства обычно развиваются как раз в провинции, а не в мегаполисах. Если люди говорят, что они не знали о каком-то мероприятии, это проблема людей. Значит, они просто не настолько развиты в плане культуры, чтобы интересоваться. Многие слышали о том, что в Курске установили первый памятник мультипликатору Борису Дежкину? А он родился и вырос в нашем городе.


Виктор Раков

заместитель директора государственного архива Курской области

— Творчество не является массовым по определению. Поэтому рассчитывать, что креатив станет достоянием общества и города, сложно. Это достояние единиц. Почему мы должны обсуждать здесь граффити? Это индивидуальный досуг. Креатив и искусство – это не общественные вещи, и культура – это не общественное направление. В культуру вовлечь или подтолкнуть нельзя, все это личное.


Константин Крупенин

фотограф

— Я категорически против всяких «Синих линий», «Гекельберифинов», и прочих подобных движений, очень далек от дизайн-кодов. Потому что людям, которые уехали из Курска, везде плохо — и в Москве, и в Питере. Есть мемы и о нашем правительстве, и о городской администрации. Тема о том, что нужно уезжать из Курска в другие города, муссируется и засоряет молодежи сознание. Становится вроде как не круто отсюда не уехать. Но на деле, все известные люди родились в провинции. Малые города – и есть ключ к развитию России. Меня не раз судьба выталкивала из Курска, и все равно я возвращался назад, потому что дом там, где хорошо душе».


Вадим Орлов

начальник отдела наружной рекламы комитета архитектуры и градостроительства города Курска

— Для того чтобы поддерживать культуру, нужно хотя бы не мусорить. Если бы каждый мог пройти два лишних метра, поднять бумажку и выбросить ее, все было бы лучше. Культурный человек никогда не будет мусорить на улице. А культурный бизнесмен не будет клеить свои объявления не заборы и остановки. Если вы хотите, чтобы город был красивым, был выработан какой-то дизайн-код, нужно что-то для этого делать, привлекать волонтеров, добровольцев, выходить на субботники. Если человек родился на помойке, он воспитает так своих детей. И они будут жить на помойке, бросать бумажки мимо урны и наклеивать на стены непонятные рекламные объявления.


Иван Звягин

председатель общества «Возрождение»

— Встреча была очень тяжелой, насыщенной. Было сложно организовать диалог между людьми. У представителей разных организаций различаются мнения на каждую из проблем. И мне кажется, что главным итогом встречи станет бурление в головах. А в дальнейшем, я уверен, оно приведет к идеям и конкретным действиям.

Самый животрепещущий вопрос сегодняшней беседы – «Как культурному продукту конкурировать с развлекательным?». Он звучал во всем обсуждаемом. Та же реклама – это развлекательный продукт, и вопрос в том, могут ли культурная и социальная реклама ее преодолеть. Тот же самый вопрос связан и с бизнес-продуктом: как воспитать таких предпринимателей, которые бы не потребительское отношение имели, а тягу к эстетике, сохранению искусства и культуры своей страны. На мой взгляд, чтобы культурный продукт мог действительно конкурировать с развлекательным, нужно развивать больше лидеров культуры, больше инициатив в сфере искусства. И когда сильные личности будут говорить о чем-то высоком, то и от людей будет какой-то фидбэк.


Фотограф Роман Савельев