Сергей Малихов и Ольга Удот: два режиссера о дисциплине, энтузиазме и премьерах
В апреле два молодежных городских театра представят свои новые постановки. 9 апреля режиссер Сергей Малихов со своим театром «3Д» покажет пластический спектакль «Яма» по повести Александра Куприна. А 12 апреля состоится премьера театра-студии «Гастион» под руководством Ольги Удот — спектакль «ДовлатOFF/ON». Журналист «Морса» побывала на финальных репетициях спектаклей и поговорила с молодыми режиссерами о дисциплине, финансах и творчестве в маленьком театре.
Сергей Малихов
Режиссёр Молодежного театра «3Д». 26 лет. Выпускник Курского колледжа культуры. Актёр драматического театра им. А. С. Пушкина
Как стал режиссёром
— В 2013 году, когда я учился на 3 курсе Колледжа Культуры, меня пригласили в МЭБИК преподавать в студии художественного слова: заниматься со студентами стихотворениями, прозой, баснями и готовить их для участия в «Студенческой весне». И я согласился. Через год мы показали ректору спектакль. Он был небольшим, состоял из нескольких произведений, но это был намёк на то, что мы хотим чего-то большего. Ректор дала добро. В результате, за 5 лет работы мы имеем молодежный театр «3Д». Начинали с упражнений, потом было две репетиции в неделю по полтора часа. Сегодня мы репетируем каждый день по четыре часа. Очень сложный график. Но репетировать меньше нельзя, потому что необходимо держать планку.
О дисциплине
Я очень не люблю хвалить и очень люблю критиковать, потому что я знаю, что это единственный способ расти. Масса курсов в нашем городе основана на похвале. Человеку внушают, что он актёр. Он отдаёт за это деньги. Ходит туда годами и не имеет ничего, потому что там не обучают, а играют. Ко мне приходили люди, которые проходили год или два на актерские курсы. Они не знают примитивнейших вещей, которые должен знать любой выходящий на сцену человек, например, что такое сверхзадача, действие и конфликт. Когда тебе говорят «молодец», 99% людей опускают руки или просто двигаются в этом же направлении. Это не мотивирует. Поэтому главное у нас – критика.
В моём театре железная дисциплина. Это не сурово, это правильно. Если актер не придёт на репетицию, то я исключаю его из театра. В шесть часов все стоят в полукруге. Сначала у нас прогон, потом в течение часа я говорю, что было не так. Они исправляют ошибки, и начинаем новый прогон. И так всё время.
Как попасть в театр
В театр «3Д» принимают студентов Курского института менеджмента, экономики и бизнеса и выпускников моей мастерской. Актерская мастерская появилась 3 года назад. Туда я беру абсолютно всех. В идеале в мастерскую должен прийти человек, который ничего не умеет. Если человек уже где-то занимался, проблем с ним больше. За 3-5 месяцев они обучаются пластике, развивают музыкальность, познают азы актёрского мастерства. Если они в мастерской достигнут успеха, то попадут сначала стажером в «3Д», а потом в основной состав. В театре играют люди разного возраста. Есть у нас, например, Елена Ивановна. Ей 56, она преподает в МЭБИКе. Просто однажды зашла к нам на репетицию и не смогла уйти.
О спектаклях
Сначала сценарии писали мы сами. Не возомнили себя драматургами, а просто придумывали истории на основе какой-то мысли. Например, хотим про алчность — придумываем историю и ставим ее под музыку без слов. Так родились первый серьёзный социальный спектакль «Открой глаза», социальный спектакль с этюдами на тему любви «Открой сердце» и военно-патриотическая постановка «Формула победы».
В позапрошлом году сделали спектакль «Горбатое сердце» по произведению Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери», сейчас взяли «Яму» Куприна. Музыку в этом спектакле написал наш актер Игорь Кулька. Мы придумываем структуру этюда, а он запоминает ее и пишет музыку.
О финансах
Институт нас не спонсирует. Он помогает нам тем, что мы находимся на этой сцене. Мы не платим ни за свет, ни за аренду, и это замечательно, потому что эта сцена стоит около 30 000 рублей в день. А мы здесь 5 лет. Институт нам помогает и тем, что не забирает у нас деньги, которые мы получаем за билеты. Спектакли мы показываем 5-6 раз в год, это очень мало.
Бюджета у спектаклей нет. Все костюмы и декорации делаем сами. Декорации у нас минимальные: 8 кубов, обшитых тканью. Эти кубы делал на заводе один парень из труппы. Денег за работу, конечно, не брал.
Моя зарплата – это оплата коммунальных услуг в квартире. Но я провожу здесь всё своё время — когда я не в драмтеатре, я здесь. Если завтра мне за репетиции будут платить полмиллиона, я перестану к театру так относиться, потому что мне вскружат голову деньги. Я в этом уверен. На энтузиазме люди работают ярче, у них горят глаза, их не нужно заставлять. Если им будут платить столько, сколько облегчит им жизнь — это круто, если с лихвой — они начнут наглеть.
Я никогда в жизни не думал, что это так круто — заниматься с людьми. Это самое крутое, что я испытывал в своей жизни. У меня были и отношения, я работал на сцене как актёр, и снимал кино, снимался в сериале один раз. Но таких эмоций я не испытывал никогда.
О целях
Я хочу влюбить людей в это дело, потому что сам влюблён. Мне нравится этим заниматься и мне нужно окружение, которое этим занимается. Иначе я ничего не смогу сделать. Я влюбляю, заражаю их театром сознательно, они заражаются, и мы начинаем вместе что-то делать. А еще мне бы хотелось, чтобы они получали зарплату, хотя деньги и портят во многом искусство.
Ольга Удот
Режиссёр театра-студии «Гастион». 27 лет. Выпускница Курского колледжа культуры. Актриса Курского государственного театра кукол.
Как стала режиссёром
После школы я поступила в Курский колледж культуры на режиссёра театрализованных представлений. И все четыре года обучения провела в библиотеке, жадно читая книги по режиссуре. После окончания колледжа я пошла работать в театр кукол и поступила на заочное отделение в Московский институт культуры на актёра драмы и кино.
Мне было 24 или 25, когда ко мне обратились из КГУ и предложили стать режиссёром юбилейного концерта. В ходе постановки познакомилась со многими талантливыми студентами. Зимой мы сделали рождественскую сказку для детей. Ребята так загорелись, что после этой сказки появилась наша первая постановка «Дней катыбр» про Даниила Хармса. За спектакль на «Студенческой весне» мы получили гран-при. Это было 2 года назад. Успех ошеломил и испугал, потому что ответственность возрастала.
После выхода постановки «Дней катыбр» мы начали заниматься голосовыми упражнениями, пластическими, упражнениями на развитие воображения. Они помогают ребятам избавляться от внутренних и внешних зажимов, развивают сценическое внимание. Мы проходим прописанные Станиславским круги внимания. Еще стараюсь дать теоретическую базу: советую им книги для чтения, фильмы, отправляю их в картинную галерею или в кинотеатр.
О дисциплине
Молодому специалисту важно не стыдится своего возраста. Нужно понять, что ты умеешь и хочешь сделать. И уверенно вести за этим людей. Три года назад тут были люди, которые старше меня и выше меня на три головы. Они недоумевали, что за девочка к ним пришла. Но потом они увидели, как я работаю, и стали мне доверять. Сейчас они ко мне относятся как к педагогу и как к другу. Мне ценно, что они делятся переживаниями и просят совета.
Я не назвала бы себя строгим режиссёром, потому что строгий режиссёр говорит: «Если два раза я тебя ловлю на опоздании, то на третий ты ко мне не приходишь!». Я не имею права так поступать, потому что это не театральный факультет. Это не будущие актёры или режиссёры. Здесь играют студенты разных курсов и факультетов, ребята из других вузов и школьники. У каждого свои обстоятельства: они могут опаздывать и отпрашиваться у меня. Но в работе на сцене я не делаю им скидки на то, что они не профессионалы. Нужно быть честным, нужно тратиться на сцене и не жалеть себя. Но в то же время необходимо чувствовать грань и беречь своё здоровье.
Как попасть в театр-студию
Никаких кастингов не устраиваем и берём в труппу всех желающих. Главный «кастинг» – это время. Те, для кого это просто развлечение, рано или поздно уходят из коллектива. Испытав эти волнения, нервы, трудности репетиций, человек понимает, надо это ему или нет.
О спектаклях
Я хочу рассказывать об интересных людях и иду по следам моих «любовий». Я люблю Даниила Хармса, несмотря на его противоречивость и непонятность. Мы рассказали о нем в постановке «Дней катыбр». Следующим спектаклем стала «Песнь о Стеньке Разине: о его подвиге и грехе, плахе и красном башмачке». Меня всегда интересовала личность Степана Разина. Со школьных лет я пыталась в разобраться, почему он так воспет и почему совершил такие поступки. Скоро премьера постановки о Довлатове. Это также один из моих любимых писателей, который близок нашему времени.
Постановки – это не готовые пьесы. Ребят много, и я не могу найти одну пьесу, чтобы их всех туда вместить, поэтому пишу сценарий под них. Я стараюсь вложить в материал что-нибудь развивающее, литературное, чтобы наши люди читали, узнавали новое. После спектакля про Хармса, например, зрители выходили из зала и спрашивали: «А Хармс был в Курске?».
О финансах
Занятия для ребят бесплатные, а постановки все наши бюджетные. Мы не заказываем громадные декорации, сложные наряды для актёров. Если мы можем обойтись своими силами и найти что-то самостоятельно, то мы так и делаем. Но иногда без помощи нам не обойтись. Например, в прошлом году нужно было много исторических костюмов. Всё шили в ателье, и нам на это выделяли деньги. Университет также делает плакаты, баннеры, программки. В этом году у нас впервые был молодой композитор, который написал музыку для спектакля. Его работу оплатил университет.
Мне платят сумму, которая меня устраивает — я работаю на полставки. Есть занятия для души, а есть для дела. Для заработка творческий человек может найти себе подработку, если является специалистом и профессионально относится к своему делу.
О целях
Я хочу, чтобы ребята ощутили себя ответственными за свою жизнь, чтобы они помудрели и повзрослели. Потому что театральное дело воспитывает, если ты этим не балуешься для собственного эго. Во время работы ты так или иначе проходишь некое нравственное перевоплощение. Я хочу, чтобы они были той молодежью, на которую можно опереться.
ФОТО: Сергей Долгополов
В материале использовались фотографии из архива театров.