4 затягивающих книги, после которых вы полюбите non-fiction
Вместе с сетью книжных магазинов «Читай-город» мы сделали рубрику, в которой рассказываем о самых интересных, обсуждаемых и захватывающих книгах. Сегодня выбрали 4 свежих текста из «нехудожественной литературы». Non-fiction подразумевает не придуманное повествование, а основанное на фактах и реальных событиях. Для того, чтобы оценить этот жанр, следует попробовать несколько разных сфер и посмаковать разные стили повествования. Предлагаем начать с книг о сумасшествии и революции, а потом о чем-то красивом и типично русском.
С ума сойти! Путеводитель по психическим расстройствам для жителя большого города
Дарья Варламова, Антон Зайниев
«Американский психопат», «Клан Сопрано», «Звёздные войны», «Теория большого взрыва», «Сияние», «Декстер» — психологи всего мира уверены, что главные герои этих и многих других фильмов и сериалов — больные люди. Биографии немалого количества знаменитостей можно изучать, не откладывая далеко книги по психиатрии. Но не спешите набрасываться на горы специализированных томов. Новое издание книги «С ума сойти!» — это настоящая энциклопедия психических нарушений современного жителя России. Кроме интереснейших сведений про депрессию, синдром дефицита внимания, шизофрению, хроническую тревожность, биполярное расстройство, антисоциальный синдром, в книге можно также прочитать откровения больных этими недугами.
Зайниев и Варламова будто проводники в хаосе различных сортов сумасшествия. Авторы не просто помогают разобраться в душевных недомоганиях, но и дают советы и тесты для анализа собственных симптомов. Но не зайдите слишком далеко, иначе родственники будут вынуждены вытаскивать вас из жуткого диспансера. Впрочем, авторы написали советы и на этот случай жизни.
Если вы хотели бы больше узнать о багах в мозге, то это достойное издание для личной библиотеки. Несмотря на научно-популярное изложение, граничащее с объяснением на пальцах, авторы опираются на внушительную базу самых современных исследований. В качестве консультантов и рецензентов привлекли психиатров, психотерапевтов и психологов России и зарубежья, попутно объясняя разницу в названиях этих специалистов. А ещё у книжки замечательная мягкая обложка и прекрасная печать на отличной бумаге.
«В 1973 году американский психолог Дэвид Розенхан провёл необычный эксперимент, который и по сей день вдохновляет адептов антипсихиатрии. Розенхан и семь его коллег (все они отличались отменным душевным здоровьем) поставили перед собой задачу: попасть в психиатрические лечебницы, симулируя слуховые галлюцинации, а потом выбраться оттуда, доказав собственную нормальность. На всякий случай каждый из псевдобольных поддерживал связь с юристом, который смог бы вытащить его, если бы дело приняло слишком серьёзный оборот. Симулировать следовало по правилам: надо было пожаловаться врачу, что слышишь голос, повторяющий слова «пустой», «полый» и «плюх», а в остальном вести себя как обычно. К счастью, спасательная операция со стороны юриста не понадобилась, но вернуться на волю оказалось не так-то легко: всем участникам эксперимента поставили серьёзные диагнозы (в основном шизофрению), напичкали их медикаментами и удерживали в стационаре в среднем 19 дней (а в отдельных случаях – до 50). Что интересно, другим пациентам куда лучше удалось вычислить симулянтов – справедливые подозрения высказали около трети из них.»
Октябрь
Чайна Мьевиль
Мьевиль уверенно вошёл в состав классиков фантастики, и потому удивительно было узнать другую сторону звезды по имени Чайна. Вышедшая совсем недавно книга с названием «Октябрь» оказалась не очередной фантастикой в стиле стим-панка, а попыткой англичанина левых взглядов понять нашу Революцию.
Если вы давно хотели обновить знания о Великой российской революции, заметно устаревшие со школьной скамьи, новая книга Мьевиля для вас. Несмотря на то, что название не совсем точно передаёт содержание, ошибки в этом, конечно, нет – примерно 80% книги посвящено хронологическому восстановлению величайшей драмы нашей истории, и лишь последняя часть текста о заявленном Октябре. Множество событий, которые меняли ход истории, вели в суперузкое бутылочное горлышко под названием Октябрьский переворот. Мьевиль не стесняется признаться, что его интересует именно драматическая составляющая революции, поэтому на страницах книги вас ждёт большое количество любопытных сцен, перерастающих иногда в стэндап перед многотысячной толпой.
Писатель — убеждённый троцкист, тем интереснее следить за ходом мысли человека, до сих пор живущего идеями, приготовленными именно в том революционном котле. Текст читается как сценарий к динамичному сериалу, где политические интриги, циничные комбинации и шокирующие подробности чередуются с цитатами из мемуаров очевидцев и «закадровым голосом» автора, пытавшегося понять это масштабное и увлекательное событие столетия.
«Поздний вечер 26 октября 1917 года. Ленин выступает перед Вторым Всероссийским съездом Советов. Он за трибуной. Он заставил зал ждать себя (сейчас около 9 часов вечера), а теперь он сам ждёт, пока стихнут аплодисменты. Наконец он наклоняется вперёд и хрипло произносит слова, которые станут знаменитыми:
— Теперь пора приступать к строительству социалистического порядка!
Это вызывает новый шквал аплодисментов. Зал ревет от восторга.
Ленин, повторяя призыв левых эсеров, предложил отменить частную собственность на землю. Что же касается войны, то съезд принял «воззвание ко всем воюющим народам и их правительствам», предложив немедленно начать переговоры по вопросу о демократическом мире. Оно было принято единогласно.
«Война окончена! – раздавались восклицания. – Война окончена!».
У делегатов на глазах были слёзы. После этого они разразились песней – но не праздничной, а похоронной, в честь павших в борьбе за этот миг».
Открой глаза
Джулиан Барнс
Сборник эссе лауреата всевозможных литературных премий мистера Джулиана Барнса на полках российских книжных магазинов не залёживается. Барнс — это многолитературный Янус – одна его голова повёрнута на художественные романы, другая на эссе, что не мешает ему быть одним из самых популярных британских писателей XXI века.
Особенно для русскоязычного читателя приятна его приверженность старой доброй британской литературе. И книга «Открой глаза» — один из таких новеньких алмазов культурной империи Англии. Книга захватывает буквально на органическом уровне – текст издан на потрясающей мелованной бумаге, а притягательные репродукции художников хочется вырезать и повесить в рамке где-нибудь в гостиной.
В своей новой работе Барнс представляет 17 живых и интереснейших эссе о знаменитых и не очень художниках, ставших символами своего времени. Как истинный британец, мистер Барнс обожает всё французское, и живопись здесь не исключение. Вы найдёте неторопливые рассказы о Жерико, Сезанне, Курбе, Боннаре, Воллатоне, Дега, Вилларе, Делакруа, Редоне, Фрейде и о других симпатичных автору творцах. Барнс не отделяет жизнь художника от его работ, ибо одно переливается в другое и разбивать эти субстанции просто нет никакой возможности.
Джулиан Барнс как Шерлок Холмс собирает факты, анализирует и выдаёт любопытные умозаключения, которые могут быть вкуснейшей пищей для любителей поразмышлять о современном искусстве и его пути в нашем изменчивом мире. Важно, что с некоторыми художниками, которые попали в книгу, автор знаком лично, и лишь времена и эпохи не позволили ему сдружиться с взбалмошным Курбе или хладнокровным Делакруа. И он был бы для них без сомнения хорошим собеседником, так как внимание к деталям картин, которые он описывает, просто фантастическое. Недаром ведь практически все полотна создатель книги видел в оригинале, и в тексте он объясняет, почему стоит увидеть творение именно в оригинале и какие открытия за этим могут последовать.
Стоит отметить целый коллектив переводчиков, сумевших сохранить изысканный стиль и образцовую ткань текста, за которые так часто хвалят Барнса. В книге нет грязных подробностей из жизни художников, и именно поэтому Джулиан Барнс видит гораздо больше, чем остальные, чему непременно стоит у него поучиться. Удивительно, как закоренелый атеист передаёт нематериальные и возвышенные идеи и чувства. Барнс не поучает и не указывает, что и как смотреть – это решит сам читатель в конце книги, но тот же читатель попутно будет бешено гуглить картины, про которые упоминает автор. Это уже хорошее начало для того, чтобы научиться не только смотреть, но и видеть. «Открой глаза» помогает по-новому взглянуть на творчество известных художников, что, без сомнения, уникальная возможность для читателей десятков стран, где уже перевели и издали этот чудесный текст.
Когда-то Сезанн упрекнул заснувшую модель вопросом: «Разве яблоко двигается?», на что Ольденбург уже в веке двадцатом как будто отвечал ему, что искусство должно быть таким, чтобы его можно было взять и съесть, как кусок пирога. Барнс снова делает искусство трёх веков сочным, как яблоко, и аппетитным, как кусок черничного пирога, за что ему можно сказать многократное спасибо.
«Художник как «вуайрист»? Но кем же ещё быть художнику, как не человеком, который видит (слово voyeur может ещё означать галлюцинирующего визионера). Художник терзал своих моделей, ставя их в неудобные позы? Но он работал также с фотографий и по памяти (не говоря уже о кальке).
Летописец борделей, который таким образом давал волю «отвращаю» к женской сексуальности? Но бордельные монотипии Дега, на мой взгляд, отражают жизнелюбие, скуку, сосредоточенность и профессионализм тех, кто занят этим конвейерным ремеслом; и в тоне их не больше отвращения, чем в бордельных картинах Тулуз-Лотрека. Может быть, репутация Лотрека – веселого малого, карлика, маргинализованного своим уродством, так что он как бы оказывается на одном моральном уровне с маргиналами вроде проституток, — работает на Лотрека, в то время как репутация Дега работает против Дега.
Но ведь графическое изображение от этого не меняются. И если вы смотрите, скажите, на «Праздник хозяйки» Дега, а видите только отвращение к женской сексуальности, то с вами явно что-то не так в критическом – а может быть, и в личном – плане».
Оттенки русского: очерки отечественного кино
Антон Долин
В конце 2017 вышла неожиданная книга об отечественном кино. Настолько быстро всё случилось, что автор и самый популярный кинокритик России Антон Долин и сам не понял, как идея издателей и его тексты разных годов так мирно сошлись в аппетитном томе на пятьсот страниц.
Оно и понятно – Долин ныне нарасхват. Антон Владимирович — главный редактор легендарного журнала «Искусство кино», обозреватель на модной «Медузе», ведущий рубрики на Первом канале в рейтинговом шоу, автор безумного количества кинорецензий в таких изданиях, как «Эксперт», «Ведомости», «Афиша», «Сноб», «Новая газета», кинообозреватель Вести ФМ и наверняка полный список может озвучить только сам Долин.
Новая книга поделена на две части. В первой читателя ждёт путешествие через киногрёзы таких титанов русского кино, как Алексей Балабанов и Кира Муратова, Андрей Звягинцев и Александр Сокуров. Как альфа отечественных фильмов, первым будет Алексей Герман, повлиявший на десятки кинорежиссёров современности. Тем, кто никогда не читал интервью Долина, повезёт – в первой части собраны самые важные беседы с заметными режиссёрами.
Во второй части, которая называется «общий план», Долин предлагает взглянуть на кино последних десяти лет самого разного спектра. Здесь нашлось место и «Утомлённым солнцем 2: Цитадель» Михалкова, неоднозначной «Восьмёрке» Алексея Учителя, работам Гай Германики и Жоры Крыжовникова со своими «Горько!» и «Горько 2». Не забыл автор и про «Притяжение» Бондарчука, отыскав в киноленте массу интересного, и заочно ответив видеоблогерам, снимающим разгромные обзоры на российское кино. Кинокритик разжёвывает в небольших рецензиях, почему так нашумели «Викинг» и «Матильда», на что обратить внимание в новаторском фильме Найшуллера «Хардкор» и как быть ремейками старых советских фильмов. Внезапное мини-исследование о проклятом режиссёре Сарике Андреасяне предшествует такому же необычному обзору современного якутского кино на выходе из книги.
Для тех, кто забыл или не видел фильмов, про которые так прекрасно рассказывает Антон Долин, в книжке специально помещены цветные глянцевые вкладки с кадрами из шедевров синематографа и уникальных фотографий со съёмочных площадок. Главное, к чему призывает Долин, это объективное отношение к своему кино, к кинематографу, который растёт и даже даёт мощные благоухающие цветки в виде фильмов «Аритмия», «Левиафан» или «Большой». Взглянув на одно только содержание издания, вы поймёте, как широко раскинулось море русского кино, и стоит надеяться, что посмотрите незнакомые картины из списка кораблей-фильмов, которые даёт Антон Долин.
«Сказочную атмосферу создаёт не только сюжетной каркас – история любви принца к безродной красавице, — но и беспрецедентное художественное решение.От постановочного масштаба кружится голова: декорации невообразимо эффектны, операторская работа Юрия Клименко тщательна и вдохновенна, костюмы Надежды Васильевой заслуживают отдельной поэмы. Не фильм, а подарочный торт на юбилей. Больше всего это похоже на недавнюю диснеевскую «Золушку». Её, между прочим, тоже ставил специалист по Шекспиру и известный на весь мир Гамлет – Кеннет Брана.
Значит ли это, что сумасшедший скандал вокруг «Матильды» — чистой воды недоразумение и мы имеем дело с обычной костюмной мелодрамой? Да. И нет. Алексей Учитель затронул табуированную тему, и она шире, чем судьба императора-страстотерпца. В столетие Революции наш кинематограф молчит как рыба. Все чувствуют, что опасно трогать и красных и белых, и Ленина, и царя – непременно кого-нибудь оскорбишь. Так зачем нарушать хрупкое равновесие?»