Феномен селфи: как изучать культуру через социальные сети
Быстрый рост пользовательского контента по всему миру и оцифровывание художественных произведений прошлого открыли новые возможности для анализа культурных тенденций, истории и городской среды.
Лев Манович — профессор и специалист в области новых медиа — был одним из первых, кто начал анализировать огромные объемы данных в интернете и культурную информацию в социальных сетях. Этим летом он прочитал на «Стрелке» лекцию о том, как изучение социальных сетей позволяет по-новому взглянуть на стереотипы о городе, культуре и обществе. «Городской конструктор» публикует отрывки из этой лекции.
Зачем изучать социальные сети
В 2000-е годы был популярен такой сайт DevianArt — это самая большая социальная сеть для художников-непрофессионалов. Сейчас у нее где-то 35 миллионов пользователей и несколько сотен миллионов картин. В 2000 году они предоставили нам выборку — 1 миллион художественных работ от 23 тысяч человек, и мы стали ее изучать. Мы все посчитали и визуализировали, и выяснилось, что у пользователей существует 1700 категорий, которыми они описывают свои произведения. Если вы пойдете в музей современного искусства в любом городе, то там будет представлено пять-шесть, может быть, семь-восемь категорий: картины, живопись, графика и так далее. А здесь 1700. Некоторые из них совершенно новые, а некоторые — это хорошо знакомые нам вещи. Например, самая большая категория называлась fractals. Я думал, что время фракталов закончилось в 1980-е. А оказалось, что люди до сих пор обожают их.
Один из наших важных результатов — это просто получение иерархия категорий, которой люди сегодня пользуются, чтобы описывать свои произведения. Сама эта их иерархия уже интересна, это уже объект исследования. То есть объект исследования — это не data, а то, что называется meta-data, описание какой-то культурной системы.
Об Instagram
При изучении Instagram, у нас возникает один фундаментальный вопрос: это медиум или месседж? Ведь его действительно можно использовать как некое окно в социальную реальность. Например, вы смотрите на изображения, которые люди выкладывают в Instagram, и вам кажется, что все это правда. Получается, что Instagram сам создает сообщения и собственный мир. Мы думаем об Instagram как о прозрачном окне в реальность, а на самом деле, это затемненное окно которое показывает само себя.
Про феномен селфи
Когда я давал интервью CNN, Discovery Channel, National Geographic, они, прежде всего, спрашивали, не является ли селфи проявлением фетишизма и того, что люди эгоцентричны и думают только про себя. Я думаю, что в селфи есть все. Когда мы собирали данные по селфи, то видели, что, с одной стороны, там действительно есть люди, которые в себя влюблены, а, с другой, есть такие, которые своим селфи просто говорят: «Я был в этом месте». Сейчас мы делаем проект, где сравниваем селфи нескольких сотен молодых людей из Азии, и у нас возникла одна проблема. Мы хотели загрузить их в компьютерную программу, чтобы она все проанализировала, но выяснилось, что существует очень большой процент групповых селфи. То есть это скорее проявление общественной активности, а не некая изоляция, когда нарцисс смотрит на себя в зеркало.
Мы собрали базу — 3200 селфи из Instagram из пяти городов: Москва, Берлин, Бангкок, Нью-Йорк и Сан-Паулу. Токио тоже хотели включить, но там люди очень странно себя фотографируют — играют с камерой так, что на фотографии ты видишь только половину лица. Мы использовали одну из самых последних компьютерных программ, называется Rekognition, которая может определить возраст, пол, эмоции. И, что интересно, каждый параметр — это не просто «да/нет», а число от 1 до 100. Мы составили графики, и оказывается, что, во-первых, в Москве, например, мужики стесняются, их почти нет в Instagram, а во-вторых, люди на селфи не улыбаются. Даже девушки! Вот такой вывод.
О схожести городов в социальных сетях
Мы взяли все фотографии с каждого города — у нас было 13 городов, 2,3 млн фотографий, — и проанализировали цвет, текстуру, композицию и так далее. Потом он составляет карту, которая называется MDS (multidimensional scaling), на которой можно посмотреть, как города похожи или отличаются друг от друга с точки зрения каких-то параметров. Нашим параметром были просто изображения, которые люди ставят в соцсетях. Выяснилось, что самый уникальный город — это Бангкок, второй — Сингапур. По каким-то причинам эти города очень сильно отличаются от всех остальных, может быть потому, что это азиатские города, где, люди более молодые, они одеваются по-другому, да и сами города другие. А вот Москва, Берлин, Париж и Стамбул — это все абсолютно одно и то же. Вот вы думаете, что живете в Москве, а на самом деле живете в Стамбуле, вы просто этого не знали. Шутка.
О цифровом искусстве
Мы взяли выборку из 90 тысяч изображений двух категорий: диджитальное искусство и традиционное искусство, и отсортированы их по совершенно примитивным категориям: от самой светлой до самой темной, а также по насыщенности цветов. Выяснилось, что в диджитальном искусстве используется больше светлых и ярких цветов. Естественно, когда вы рисуете в Photoshop, то в любой момент можете изменить цвет или применить какой-то фильтр. А если вы рисуете на бумаге, то выбор цвета окончательный. И поэтому в традиционном искусстве большая часть работ черно-белая. Люди обычно рисуют на белой бумаге и поэтому гораздо больший процент этих произведений — это черно-белые рисунки, тогда как в диджитальном искусстве они практически отсутствуют. Казалось бы, такая тривиальная вещь, но она мне не приходила в голову.