loader image

Николай Васильевич Бёртон. Рецензия на фильм «Гоголь. Начало»

Спецкор «Морса» посмотрел премьеру в Севастополе и поделился впечатлениями: как осовременивают классику


В августе 2017го в России одним из самых популярных слов было «гоголь». В течение всего месяца в топе новостей было дело «Гоголь-центра» и возможное уголовное преследование художественного руководителя театра Кирилла Серебренникова. 23 августа Басманный суд поместил Серебренникова под домашний арест, а 31 августа в прокат вышел фильм «Гоголь. Начало». Эти события никак не связаны между собой, но консервативные критики уже поспешили сравнить эту ленту с творчеством Серебренникова, мол так же безвкусно и пошло. На самом деле «Гоголь. Начало» далек от авангарда, впрочем, с произведениями, а тем более с биографией Николая Васильевича, он тоже имеет мало общего.

 

 

«Гоголь. Начало» больше всего похож на экранизацию комиксов. Здесь 20-ти летний будущий писатель служит в полиции писарем. У него необычный дар. Николай Васильевич впадает в транс и в беспамятстве записывает или зарисовывает свои видения, которые, в конечном итоге, становятся ключом к раскрытию преступлений. В свободное от службы время Гоголь (Александр Петров) скупает весь тираж своей первой поэмы «Ганс Кюхельгартен» и, злоупотребляя спиртным, сжигает свои книги в камине. По делам службы Гоголь знакомится с легендарным питерским сыщиком Яковом Гуро (Олег Меньшиков). Гуро отправляется на Полтавщину расследовать серию убийств молодых девушек, и Николай Васильевич напрашивается сопровождать сыщика, приводя весомый аргумент – он сам родом из Малороссии.

На этом петербургский период в фильме заканчивается, и авторы переносят зрителей в мир украинских произведений Гоголя. Здесь, стоит сказать, о том, что «Гоголь. Начало» — это, действительно, начало. Всего запланировано 4 фильма с общим сюжетом, каждый из которых состоит из 2-х новелл. То есть 31 августа на большой экран вышли первые две новеллы «Убийства в Диканьке» и «Красная свитка». Не трудно догадаться, что в планах продюсеров в будущем разделить 4 кинофильма на 8 телевизионных серий. Такой коммерческий подход становится понятным, когда узнаёшь, что идейным вдохновителем кино-телесериала стал Александр Цекало, в прошлом неудавшийся эстрадный исполнитель и удачливый телепродюссер в наши дни.

Меня долго не оставляло ощущение: что-то не так в видеоряде фильма. А почитав о нем в Интернете стало понятно – натура. «Гоголь. Начало» снимали в Псковской области. То ли из-за украинских событий, то ли из экономии. К слову, одна серия обошлась в совершенно смешную сумму по киношным меркам 29 000 000 рублей. Нет, Полтавщину нужно было снимать, если не близ Диканьки, то хотя бы в Диком поле – курской стрелецкой степи.

Каждая из 8-ми новелл это вольная трактовка повестей гоголя из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». 1-я часть фильма — «Убийства в Диканьке» сюжетно схожа с «Майской ночью, или Утопленницей». Сюжет 2-й часть – «Красная свитка» взят из «Сорочинской ярмарки». Но авторы фильма населили мир Диканьки не только литературными персонажами, такими как Черевик, Хвиря, Параська, Попович и кузнец Вакула. В фильме есть полицмейстер Диканьки Александр Христофорофич Бинх (Евгений Стычкин) и весьма колоритный земский врач Леопольд Леопольдович Богмарт (Ян Цапник). Надо отметить, что людей с такими должностями в 1829 году даже в таком крупном селе как Диканька по определению быть не могло.

Но в фильме «Гоголь. Начало» вообще много нестыковок заметных невооруженным глазом: последняя жертва маньяка, уже погребенная, но эксгумированная по настоянию следователя Гуро, совершенно не подвержена тлению. Грудная клетка мертвой колдуньи, застреленной Бинхом, на крупном плане откровенно поднимается и опускается. Следователь Гуро, на миг перевоплотившись в Костика Ромина, предлагает молодому писателю: «А не хлопнуть ли нам по рюмашке». Водяная мельница писателя-Гоголя превращается в ветряную мельницу Гоголя-следователя, и вкупе с таинственным всадником относит зрителя к «Сонной Лощине».

Складывается ощущение, что авторам фильма очень хочется быть похожими на Тима Бёртона. Удалось ли им это, судить вам. Единственный совет, запаситесь терпением: чтобы узнать все тайны, вам придется посмотреть все четыре фильма, ведь это только «Гоголь. Начало».


Автор: Антон Фатеев