Бизнес-эксперт: как найти фирменный стиль?
Вместе с компанией Tele2 продолжаем общаться с интересными курскими бизнесменами, узнавать их секреты и рассказывать, как честно экономить на мобильной связи.
Мало уметь вкусно готовить пиццу или мастерски вертеть роллы. Нужно уметь их продавать. Каким должен быть фирменный стиль продукта, чтобы компания принимала за смену несколько сотен заказов?
Сергей Иванцов
руководитель «MAFIA FOOD»
Несколько лет назад у меня была своя web-студия. Занимались сайтами, и часто заказывали пиццу. То, что было у нас на рынке, меня не устраивало. Поэтому я решил сделать хороший сервис по доставке. Все этапы прошел сам: был директором, маркетологом, уборщиком, курьером, выпекал пиццу, а потом доставлял её, заказы принимал. Потом через соцсети и знакомых нашел свою команду людей. Первые полгода работал в ноль, прибыль инвестировал в развитие.
У меня нет высшего образования, но я постоянно посещаю бизнес-курсы и каждый день учусь новому. Раньше я не уделял внимания бизнес-литературе, и зря. Потому что в книгах уже давно описаны стандартные ошибки, которые и я допускал. В них даются сценарии проблемных ситуаций и описываются пути их решения.
Я учился в бизнес-сообществе Like Центр у Аяза Шабутдинова. Понял, что мы с ним очень похожи. Тогда и предложил ему выкупить у меня 50% компании. Аяз согласился. Это был рывок для моего бизнеса: мы получили финансы и возможность развиваться.
Мы постоянно отслеживаем конкурентов. Как только открывается новая служба, обязательно заказываем у них пиццу или роллы. Не стесняемся, представляемся и просим доставить прямо в офис «Пицца Mafia». Естественно, люди удивляются. Но так мы ведем анализ рынка.
Конечно, мы «подсматриваем» тренды, но без фанатизма. Например, недавно появилась конопицца — это пицца в рожке, как мороженое.
[heading title=’ Как разработать фирменный стиль’ sub_title=’КОРОТКО О ГЛАВНОМ’]
Название
Вместе с коллегами мы устроили мозговой штурм и придумали название нашей компании. Накидали варианты и из большого списка выбрали два. С вероятностью 50% мы могли бы называться «Панда-пицца». Панды тогда были в тренде, но мы вовремя поняли, что тренды недолговечны. Мы решили, что название должно быть броским и запоминающимся. «Вкусная пицца», «Сладкая пицца» — это штампы, поэтому мы остановились на имени «Пицца Mafia».
Концепция
Наш стержень — стилистика мафии и комиксов. Дизайнерам мы ставили четкие задачи. Мы не говорили: «Разработайте нам фирменный стиль на своё усмотрение». Нам нужно было совместить мафию с едой, быть ближе к людям, чтобы они не думали, что мафия — это строгость или криминал.
Мы придумали два клана героев: пицца Mafia и суши Mafia. В каждом – свои боссы, шпионы, курьеры, телохранители и повара. У всех персонажей – своя легенда. Например, шпионка из клана суши – роковая красотка, которая может появиться и в классическом кимоно, и в модном платье. Она знает 96 способов нарезки роллов мечом. И постоянно шпионит за гангстерами: пробирается на кухню под разными предлогами и пытается выведать их планы.
А, допустим, телохранитель из клана пиццы Mafia – смуглый качок, фанат здорового питания, который при любом удобном случае подкачивает бицепсы. Ему постоянно мерещится пицца, раз в месяц он устраивает себе день обжорства: съедает 5 пицц за раз.
Для детей, чтобы они не пугались, придумали и нарисовали с этими же героями комиксы – прямо на коробках с пиццей. Каждый человек, читая наши комиксы, может ассоциировать себя с кем-то.
Качество
Если продукт качественный, то он выстрелит, поэтому на начальном этапе наличие узнаваемого бренда не так уж важно. Но потом, когда ваш бизнес вырастает, фирменный стиль становится обязательным атрибутом. Наш фирменный стиль стоил дорого — больше, чем миллион рублей.
Место
В ритейле есть одно замечательное правило: 3 фактора, которые влияют на выручку — место, место и еще раз место. Как выберешь место, так будет и с выручкой.
Когда мы открывали заведение на Студенческой, место казалось не очень удачным. До этого там постоянно менялись арендаторы, с каким-то конкретным заведением оно не ассоциировалось. Мы поставили себе задачу — привлечь внимание — и напечатали большой баннер: «Международный департамент по депортации инопланетян». Ни с нашей компанией, ни с едой в целом это связано никак не было. Но резонанс получился большим! Многие волей-неволей следили за тем, что откроется в этом здании: выкладывали фото в соцсетях, комментировали. Про это даже сюжет сняли по местному ТВ. Кстати, в Курске был первый «филиал». Сейчас нашу идею копируют по всей стране.
Когда будем открывать новую точку, тоже придумаем что-то неожиданное, но это уже будет не департамент.
Верность стилю
Нужно ли менять фирменный стиль? Это зависит от того, какое положение у компании на рынке. Если дела идут хорошо, делать это кардинально не стоит. В истории крупных брендов — KFC, McDonalds — логотип менялся по 6-7 раз. Но они использовали те же узнаваемые цвета.
А вот если репутация у компании не на высшем уровне, следует провести ребрендинг. Не обязательно скрывать, что дела идут плохо. Лучше признать ошибки и делать по-новому.
В любом деле важно уметь быстро принимать нестандартные решения. Как и молодому и успешному бизнесмену Сергею Иванцову важно быть на связи со своими клиентами. Оператор мобильной связи Tele2 рекомендует Сергею бизнес-тариф «Бета», в который входят 1500 минут для звонков на все номера России, 1500 SMS и 10 Гб интернета всего за 550 рублей в месяц. Причём, куда бы ни отправился предприниматель – интернет-трафик в поездках по России расходуется из пакета на домашних условиях.
Вместе с Tele2 бизнесмены экономят не только деньги, но и время – не нужно тратить его на утомительный выбор тарифа и разбираться в подробностям, поскольку тарифы просты, заявления на большинство наиболее актуальных услуг принимаются по электронной почте – не нужно ехать в офис оператора, а благодаря использованию электронно-цифровой подписи компанией Tele2, чтобы отчитаться перед налоговой, достаточно, опять же, по электронной почте отправить туда полученный с ЭЦП счёт. А освободившееся время как раз можно использовать для того, чтобы проработать новую провокационную рекламную кампанию или доработать фирменный стиль.
Партнер рубрики: компания Tele2