Подшивка: измена, любовь с первого взгляда, похотливый актёр и дешёвенькое счастье
Нашли в газете 60-летней давности философскую статью о любви
Не устаем ворошить библиотечную макулатуру для того, чтобы пополнить рубрику «Подшивка». На этот раз выяснили, как должны были относиться к отношениям в супружеской паре настоящие советские люди 50-х годов. Предлагаем вашему вниманию мнение философа Алексея Харчева, которое узнали граждане, выписывавшие газету «Молодая Гвардия» в 1954 году.
[heading title=’12 марта 1954 года’ sub_title=’газета «Молодая гвардия»’]После политического переворота в октябре 1917 года большевики с жаром кинулись осуществлять на практике идеи и тезисы отцов марксизма. Одной из таких революционных идей стала мысль об отмене старой, буржуазной морали и замена классической семьи на общность трудового коллектива. Карл Маркс и его спонсор, талантливый мыслитель Фридрих Энгельс, в «Коммунистическом манифесте» прямо писали, что «буржуазный брак является в действительности общностью жён. Коммунисты хотят ввести вместо лицемерно-прикрытой общности жён официальную, открытую». В книгах теоретиков марксизма и ленинизма любовь могла пылать лишь к рабочему классу и прогрессу коммунистической Родины.
Наиболее последовательными исполнителями марксистских заветов стала молодёжь. Молодые товарищи жили целыми коммунами, члены которых находились между собой в свободных любовных отношениях. Теория стакана воды, согласно которой близкие отношения между мужчиной и женщиной — это не более чем физиологическая потребность, такая же, как утоление жажды, получила поддержку на самом высшем уровне молодого советского государства. Нарком государственного презрения Александра Коллонтай пропагандирует раскрепощение женщины и отказ от обслуживания семьи, рассказывая о пользе общественных столовых вместо домашних кухонь, а член исполкома Карл Радек поддерживает международное движение нудистов, чем не раз пугал жительниц дома, где он жил. Резкие перемены с приходом к тотальной власти Иосифа Сталина и его сподвижников внесли коррективы в отношении Советов к любви. Со временем почти все по-настоящему революционные наработки сошли на нет — общество должно было перенаправить свой бунтарский пыл на строительство идеальной советской страны, какой она виделась Сталину. Раскрученные в 1917 году гайки пришлось снова закрутить на более чем 60 лет.
В 50-х годах в тренде снова чистая и беззаветная любовь к одному единственному человеку. Разводы допустимы, но в самом крайнем случае. Связи на стороне клеймятся на специально организованных партсобраниях, где трудовой коллектив исполняет роль надзирателя, защитника и судьи одновременно. Советской моралью и супружескими отношениями занимаются руководители партячеек и «инженеры человеческих душ»: писатели, художники и учёные. Психология интимных отношений как таковая довольно долго отсутствовала — тема секса была официально табуирована и объявлена недопустимой в социалистическом обществе, в отличие от «гнилой буржуазной морали». В газетах к читателям обращались писатели, журналисты и описывали настоящие образцы для подражания в семье и отношениях. Нередко, как в этой подшивке, новыми моралистами выступали философы-марксисты, отстаивающие принципы консервативного, но честного отношения к женщине и мужчине.