
ЖЭК-арт. Искусство курских дворов
Хтонь, народный дадаизм, патология вкуса, дворовый бестиарий, низовое благоустройство, коммуналка со своими внутренними законами и даже фольклор. Всё это характеристики одного явления, которое стало частью городской среды. Веселые цветные пни с глазами, божьи коровки из камней и мухоморы из старых тазов. В 2012 году во Вконтакте появляется сообщество со звучным названием — «ЖЭК-арт», в первом посте которого было написано: «Будем коллекционировать различный муниципальный и совковый треш». Сейчас это уже не только термин, но социальный феномен народной культуры.



ЖЭК-арт набирает обороты и становится интересен даже академическому сообществу. Издана книга «Как воспринимать ЖКХ-арт?», открыт электронный музей ЖЭК-арта, экспозиция «Дом который построил ЖЭК» в Виртуальном музее дизайна Санкт-Петербурга, в РАНХиГСе для студентов провели спецкурс, отдельные объекты нанесли на виртуальную карту Санкт-Петербурга. Современный художник Артём Бизяев разработал набор Lego, посвящённый атрибутам жэк-арта, а Гарри Нуриев создаёт лебедей из автомобильных покрышек для модных выставок. Объекты ЖЭК-арта давно стали мемами: чебоксарский поросенок из покрышек попал в игру Atomic Heart, а шинолебедя рисуют на футболках.
Снеговик, роспись гаража или игрушка на ветке — что же относится к ЖЭК-арту?
Жэк-артом называют явление, когда горожане благоустраивают двор, используя бытовые отходы. Встречаются эти объекты в разных местах. Чаще всего на окраинах города с невысокими многоэтажками, где жители стараются придать индивидуальности своему жилищу и придворовой территории. Есть версия, что связано это с окружающей «серостью» панелек.



Михаил Заутренников
архитектор, урбанист, победитель архитектурного конкурса «Курск 2032»
— Наверное, это ответ на недостаток благоустройства вокруг, или его низкое качество. Есть известные объекты ЖЭК-арта, действительно претендующие на статус стрит-арта — вроде «Шинозавра» и его многочисленных подражаний. Но в 99% случаев благоустройство из покрышек производит на меня гнетущее впечатление.
Во всем мире благоустройство придомовой территории и внешний вид фасадов зависит от позиции местного самоуправления. В некоторых районах РФ есть практика строгого дизайн-кода. Например, в Доброграде требования к внешнему виду объектам капитального строительства и ограждению территории закреплены в «Правилах земелепользования и застройки», а все проекты согласовываются с архитектурой комиссией. Этот документ градостроительного зонирования утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В Курске тоже утверждены ПЗЗ, где с недавних пор, действует АГО (архитектурно-градостроительный облик здания). АГО разделен на подзоны, в каждой из которых свой регламент застройки — требования к фасадам и отделочным материалам для новых зданий. К уже существующим постройкам и благоустройству улицы перед ними, в местных ПЗЗ требования не прописаны — надеюсь, когда-нибудь это будет доработано, а у администрации появятся ресурсы и стимул всё это контролировать.
Расцвет низового благоустройство пришёлся на начало нулевых годов
В то время народные умельцы активно использовали разноцветные пластиковые бутылки, старые автопокрышки, ненужные игрушки. Так появились пальмы из бутылок, лебеди из шин, грибы и персонажи мультфильмов. Важную роль в развитии сыграла рубрика «Очумелые ручки» в программе «Пока все дома», где показывали, как из подручного хлама сделать что-то полезное или «вдохнуть новую жизнь в старую вещь», руководства в изданиях для садоводов, соцсеть «Одноклассники», где можно черпать вдохновение и делиться своими работами. Сейчас отдельные детали можно заказать на маркетплейсах. Навряд ли их авторы воспринимают себя как художников, да и относиться ли эти инсталляции к искусству — вопрос дискуссионный. Но важной чертой явления является альтруизм, стремление сделать красиво для других. Например, чтобы дети могли играть и взаимодействовать с предметом. При этом большинство объектов обладают практической ценностью — ограды, подставка для цветов или мангала. Встречается мебель из пней.





ЖЭК-арт и в больших городах, и в деревнях имеет схожие признаки: анонимность, общая тематика, повторяемость образов, использование бэушных материалов, места презентации. На худой конец творческая попытка самостоятельно благоустроить окружающее пространство местными жителями. Иногда подключаются работники коммунальных служб. В ЖЭК-арте нет жанров или стиля, а объекты универсальны и могут встречаться в разных районах и городах. Поделки создают из того, что больше не пригодится в хозяйстве, хранить в гараже негде, а выбросить жалко. Так из пятилитровой бутылки получилась свинья, дракон из шин, а бетонная полусфера, которая ограничивает парковку, превратилась в мухомор. Нет и единой типологии.
В качестве точки отсчёта жэк-арта принято брать начало массового жилищного строительства в СССР
Тогда же появляются детские площадки с промышленно изготовленными качелями и турниками. Но корни этого жанра народной культуры в многоквартирных дворах уходят в эпоху застоя. Тогда появились микрорайоны плотной застройки с песочницей под грибком, металлической ракетой на спортплощадке и огромным Гулливером во дворе детсада. Новоселам не хватало уюта, места для хранения вещей, зелени вокруг и простора. В период дефицита действовал принцип «сделай сам», которым люди и руководствовались. В постсоветский период объекты жэк-арта перекочевали на территорию газонов, но суть осталась прежней. Сейчас даже проводятся муниципальные конкурсы на лучшее оформление придомовой зоны, по результатам которых городские власти отмечают победителей. Вероятно это редкая возможность для жильцов легально изменить окружающее пространство.




Ланка Блик
Свободный художник и фотограф, занимается экологическим искусством
— ЖЭК-арт — явление по-своему любопытное. Мне как человеку, который через творчество дает вторую жизнь вторсырью, сама технология импонирует. Ведь мы не просто попользовались вещью и выбросили, а нашли ей новое применение. К сожалению, эстетика таких арт-объектов порою хромает. Нет правильной насмотренности, чтобы получилось «вкусно». А ведь технология позволяет создавать настоящие шедевры искусства, в том числе и для украшения ландшафта. Было бы хорошо в таких «актах творчества» использовать больше безопасного вторсырья: металл, дерево. Так как те же покрышки под воздействием солнца отравляют почву. В нашем городе я бы сравнила жэк-арт с формами наивного искусства, примечательного своей детской непосредственностью. Полагаю, что искусством сами авторы свои творения не считают. Для них это просто украшение палисадника, как тот же гном из магазина, но которое смастерили своими руками и бесплатно, да и без глубокого смысла. Мы просто хотим сделать мир уютнее и красивее любыми способами — и это явление народного творчества уже стало частью нашей культуры.
возможности народного творчества во дворах постепенно сужаются
В 2021 году вступили в силу поправки о правилах благоустройства. За лежащие на земле покрышки, которые относятся к отходам III–IV класса опасности, УК и ТСЖ получат сначала предписание, а после штраф. Минприроды запретило использовать покрышки в декоративных целях или закапывать в землю для утилизации. Парадокс ЖЭК-арта в том, что можно говорить о повторном использовании старых вещей и мусора, но не все элементы являются экологичными. С другой стороны большинство фигур недолговечны и могут просуществовать год или два, пока их не сломают. Иногда соседи конфликтуют с авторами. Двор становится точкой пересечения личного и общественного. Даже жилищные конторы могут бороться с проявлением стихийного творчества. Кстати с годами лебедей из шин или крашенных пней в Курске стало меньше. Наверное, молодым неинтересно, а взрослым сложнее этим заниматься.





Некоторые исследователи рассматривают ЖЭК-арт как форму аутсайдерского искусства, хотя творцы не являются художниками. Другие считают, что черты подобной визуальной коммуникации проистекают из отечественных реалий, а ЖЭК-арт — часть национального кода. Можно долго рассуждать о том, красиво или нет, спорить о практической пользе.
«На самом деле, очень многие создатели ЖКХ-арта даже не знают о существовании этого термина. И вообще я думаю, что в ближайшие десятилетия это явление исчезнет. Потому что уже произойдет реновация. Когда люди переезжают в новые высокие дома, то им украшать свой двор больше не нужно. Кроме того, не останется тех, кто этот арт создает. Их рвение связано не с тем, чтобы создать какой-то дизайн. Это скорее ближе к вязанию и вышиванию — почти все авторы увлекались ими в молодости. У нас сейчас такого нет — у нас есть иные инструменты для творчества. И такие формы художественного выплеска вряд ли будут интересны в будущем. Наше поколение наверняка сделает что-то более интересное, чем ЖКХ-арт, но одновременно его и уничтожит»
Полина Соколова, автор книги «Как воспринимать ЖКХ-арт?»