Как устроено «Зазеркалье», единственный в области театр теней
Творческий коллектив «Зазеркалье» сложился в 2015 году в РОСИ. Позже к труппе стали присоединяться студенты из других вузов, школьники и просто люди, которым интересно это необычное искусство. Уже 10 лет ребята создают спектакли с помощью пластики тела и света, а точнее, отсутствия света. Сами участники говорят, что уже привыкли к темноте, и без света даже видят лучше. Сходили в «Зазеркалье» посмотреть, как из теней создаются сюжеты для постановок.
Дарья Девкина,
руководитель театра
— В начале 2000-х годов появилось такое направление как классический театр теней. Оно быстро начало развиваться по миру, но в наших регионах ничего похожего или близкого не было. Однажды я увидела видео британского театра теней, и мне оно очень понравилось. Я всегда любила танцевать, заниматься творчеством, поэтому решила попробовать. Так и появился первый театр теней в одной из школ города Дмитриев.
Конечно, на первых этапах мы не делали полноценные спектакли, это было некое добавление к художественному слову. Десять лет назад не было никаких методичек или рекомендаций. Методом проб и ошибок мы смотрели, как работает свет, экран, сами тени. Поэтому наш театр вырос из самоучек в людей с опытом. Всегда сложно начинать. Хорошо, что рядом были люди, которые поддержали мой творческий порыв.
Сейчас люди приходят, им очень нравится, особенно детям. Человек знает, что позади люди, но в процессе мозг человека перестраивается и видит картинку как единый объект, и забывает про то, что сзади есть актеры. И на фоне этих интеллектуальных терзаний, когда мозг пытается работать в два полушария, создается сумбур, человек остается под впечатлением.
Мы выступаем на разных концертных площадках города Курска и Курской области. Периодически выступаем в школах, библиотеках, детских оздоровительных лагерях. Несколько раз даже ставили спектакли под открытым небом. У нас, конечно, есть определенные технические требования к сцене. Приходится применять смекалку. Иногда при выступлениях в школе приходится переворачивать все пространство: зрители сидят на сцене и перед ней, а мы выступаем в зрительном зале. Самое главное, чтобы помещение было затемненное с достаточно высоким потолком и достаточной площадью.
Для постановки спектакля пластического театра теней не подойдут произведения, где мало действия, где весь смысл произведения заключается в размышлениях главного героя, его внутренних монологах. Лучше всего подходят произведения, где есть сюжетные повороты, трудности, которые преодолевает персонаж, различные герои, которых он встречает на своем пути. Идеально подходят сказки с превращениями, путешествиями в волшебные страны и необычными персонажами. Самые популярные спектакли у нас это: «История одного волшебника», «Страна чудес», «Будущее за нами», «Щелкунчик», «Сказка о царе Салтане», «Таро — сын дракона», «Красавица и Чудовище».
Когда заходишь за кулисы театра теней, то понимаешь какую большую работу проделывают актеры для каждого спектакля. Выступление длится не больше 16 минут, но подготовка к нему идет месяцами. Зрители видят на экране динамичный сюжет, рассказ без слов, актеры работают только с музыкой. За экраном же можно увидеть человеческий муравейник: кто-то быстро переодевается, кто-то играет со светом или танцует, а кто-то держит реквизит.
Кстати, реквизит делают сами актеры. При дневном свете это просто странные обрезки картона разной формы, а в спектакле они превращаются в страшных драконов и животных, складываются в горные пейзажи, становятся предметами одежды. Масштаб и объем им придает игра со светом: чем ближе к прожектору, тем больше силуэт.
В распоряжении актеров не только картон, но и собственные тела. Чтобы тень получалась четкой, участники носят черные обтягивающие костюмы, поверх которых во время спектакля надевают бороды, шляпы, мантии или юбки. Актеру театра теней не нужно говорить или играть мимикой, все эмоции и слова своих героев они передают через движения.
Федор Сидашенко,
актер театра:
— Я программист по профессии, но человек сам по себе творческий. Здесь, в театре, нахожу пересечения с математикой. Например, если кто-то опоздает хоть на пару секунд встать на свою позицию, то вся композиция обрушится. Все должно происходить строго по времени, четко и отлажено. До театра теней я думал, что у меня вообще нет творческого потенциала, мне помогли его раскрыть тут, еще познакомился со многими ребятами, поездил по разным конкурсам и отточил свои коммуникативные навыки.
Ольга Кабанова,
актриса театра:
— Чтобы спектакль получился, нужно присутствие всех людей, потому что отсутствие одного — это катастрофа для картины в целом, мы как маленькие шестеренки. Нужно еще чувствовать площадь, кулисы, мы же работаем без света. Незнания места, в котором выступаешь, может привести к казусам. Я однажды бежала и проектор ногой задела. Это было мое первое серьезное выступление.
Анастасия Карцева,
актриса театра
— Я студентка медицинского университета, которая работает по профессии, учится и играет в театре теней. Помню, когда пришла впервые, не понимала, как нужно все делать, чтобы получилась полная картинка. Даже переживала по этому поводу, но за очень короткое время влилась. У нас тут есть одно правило о том, что твои волосы находятся в управлении Дарьи Игоревны. Актер не может менять прически, когда захочет, это может навредить спектаклю.
В репертуаре театра много работ, подходящих для аудитории любых возрастов. Спектакли о любви, дружбе, сострадании к ближнему, патриотические постановки, а также представления по мотивам сказок и фильмов. Чтобы попасть сюда в качестве актера нужно быть дисциплинированным и ответственным человеком старше 15 лет, главное — дисциплина, остальному здесь научат. В творческом коллективе «Зазеркалье» девять участников. В планах у коллектива создать дублирующий состав, поэтому тут рады любому желающему.