Почему в школе плохо учат английскому

Руководитель студии иностранных языков «INDIGO» о том, что не так делают учителя и почему школьники не знают английского

ЕГЭ по английскому станет обязательным в 2022 году. И даже если пару лет подряд несколько раз в неделю заниматься, то можно поднять свой уровень с «London is the capital of Great Britain», как минимум, до просмотра сериала «Друзья» в оригинале. Но почему-то многие учителя в среднеобразовательных школах повторяют «to be/to have» по три года подряд. Тем временем родители и дети еще не понимают всей катастрофы и объема информации, которую придется впитывать. В причинах проблемы пытается разобраться руководитель студии иностранных языков «INDIGO».

 


Павел Филатов

руководитель студии иностранных языков «INDIGO»

 

 

 


Что не так

Если за всю историю ЕГЭ были дети, которые сдавали экзамен без репетиторов, то это скорее вопреки, а не благодаря школьной программе. Преподавание иностранного языка в современных школах превратилось в игру между учителем и учеником − один делает вид, что хорошо преподает, а другой – что все понимает. Если не вдаваться в подробности, то есть минимум три причины, почему элементарная ситуация в отеле или аэропорту, когда нужно что-то объяснить по-английски, поставит в ступор школьника.

партнёрский материал

1.

Учебные материалы

Доска, мел и плакаты с табличками – все, чем пользуются преподаватели в большинстве школ, и это совсем не похоже на набор «секрет успеха». А в некоторых добавляются еще советские методики, нежелание что-то менять в рабочем процессе, учиться чему-то новому. И если на физике или химии еще можно заинтересовать школьника бурлящей жижей в пробирке или возможностью ударить током одноклассника, то у английского практически нет шансов. Из учебных материалов здесь только скучные таблицы времен, неправильных глаголов и шипящее аудирование. Кроме того, большая часть учителей не хотят искать новые методы преподавания из-за низкой мотивации. Сложно представить более незаинтересованного человека, чем школьный учитель, считающий секунды до окончания очередной лекции по повышению квалификации.

2.

Дети не те


Меняется мир, люди и методы, что отлично работали в 80-х, сейчас совершенно неприменимы. За тридцать лет изменилось всё: от моральных ценностей до стереотипов воспитания детей. Но нашей системе образования этого времени недостаточно. Сегодняшнему Ване из 7 «А» и Мише из 7 «В» образца 1980 года не о чем говорить. Один за лето собрал коллекцию спиннеров, а второй сделал рогатку в подарок другу. Кто-то из методистов меняет учебные программы, но не учитывает то, как меняются сами дети. Поэтому советские методики не работают.

3.

Бюрократический ад

О каком творчестве и росте преподавателя может идти речь, если учителя заполняют очередные очень важные документы не реже, чем это делают врачи. Желание создать что-то интересное для детей пропадет даже у молодого преподавателя после первого заполненного учебного плана. По статистике хороших учеников гораздо больше, чем хороших учителей. Чтобы работать с сильными заинтересованными учениками, необходимо хорошее образование и желание развиваться. Но как заставить работать в школе человека с хорошим высшим образованием, способного зарабатывать хорошие деньги?

 


Евгения Костина

преподаватель студии иностранных языков Indigo

«В самом деле, что делать рядовому учителю, недавно закончившему университет и пришедшему в школу, если его смелые начинания, в большинстве случаев, встречают яростное сопротивления «старого», еще советской закалки, коллектива учителей? Вот и приходится изощряться, внедряя задания собственной разработки в учебный план, утвержденный «сверху» и придавленный годами практики этих самых учителей, чтобы хоть немного разнообразить учебный процесс для детей».


 

Когда русские говорят иностранцам, что учили английский язык 15 лет в школе и университете, те недоумевают. За это время можно не научиться разговаривать, потому что в течение всех этих лет никто не ставил целей. Например, вам не нужен идеальный разговорный английский и разговорная речь, вы хотите смотреть CNN и читать Агату Кристи в оригинале. Такая конкретная и понятная цель упрощает задачу для преподавателя и для ученика. Вместо никому ненужной зубрежки в школах могли бы обучать системе и логике языка, чтобы человек не пытался употреблять русские формы в английских предложениях и выражениях.

В других странах обучение иностранному языку в школах обычно имеет конкретную цель. Например, в Финляндии упор делается на разговорную речь, а в Японии – на пассивное восприятие: когда туристы-японцы оказываются в англоязычной стране, они мало говорят по-английски, зато все понимают. В наших же государственных школах конкретных целей для изучения иностранных языков нет.

 

Иван Выскребенцев

ученик студии иностранных языков Indigo

«Я учусь в школе с углубленным изучением английского языка. Хуже учебников по английскому, чем в российский школах, я не видел. Из года в год там идет один и тот же материал, одни и те же правила, иногда даже без объяснения. В том, что школы не дают знания, вина не учителей, а самой программы. У детей абсолютно не развита устная речь, то есть, проучившись 9 лет в специализированной школе, многие мои друзья даже на самые банальные темы спокойно поговорить не могут. Разговорная речь заканчивается на пересказах текстов или устном ответе письменных упражнений. В итоге, когда дети специализированной школы приходят на невероятно легкий ОГЭ по английскому, они не знают, что писать. Такого за 9 лет мы не проходили. К слову, наши учебники, по сравнению с теми, которые в общеобразовательных классах, еще считаются прекрасными».

 

Семь советов преподавателям от  школы  INDIGO

И если не удается поменять ситуацию, то нужно изменить свое отношение к ней и к методу обучения. Ниже 7 признаков того, что на уроке ребенок ничему не научится.

 

Как нельзяКак можно
Не сделал домашку – получил два.Если уровень языка позволяет, лучше попросить ученика на английском привести три причины, почему нет домашней работы.
Заучивать новые слова, правила, времена.Объяснить смысл своими словами на простых примерах.
После слов «she have…» перебивать и говорить: «Иванов, не have, а has, когда ты уже запомнишь?»Выслушать речь до конца и только потом указать на недочеты. Иначе Иванов вообще не будет с вами разговаривать на английском.
«Хочешь ответить – подними руку».Дети учатся в первую очередь разговаривать, так пусть они высказываются тогда, когда хотят.
Читать нудные тексты, которые неинтересны даже на русском языке.Дайте школьникам припев Егора Крида или «Грибов» на английском. Пусть переводят, радуются и угадывают своих исполнителей.
Задавать пересказ тем, кто самостоятельно не умеет строить предложения.Вместо зубрежки текста смоделируйте ситуацию, которая пригодится в жизни. Например, что кричать солисту 30 STM, чтобы он увидел тебя в толпе.
Включать аудио на половину урока.Речь воспринимается лучше, когда мы не только слышим, но и видим говорящего. Лучше нарежьте двухминутные живые интервью со звездами из Late show.

 

Свободно говорить на любом языке – естественное свойство человека, какими бы способностями к языку он не обладал. Причем такие школьные и университетские подходы часто ломают адекватное восприятие своих реальных способностей. «Наверно у меня нет таланта» или «Я не предрасположен к языкам» – очевидная чушь.

Чтобы сделать урок интересным, мало быть на одной волне со своими учениками. Доступно объяснить школьнику грамматику языка, научить грамотно выражать свои мысли и понимать собеседника, знают в студии иностранных языков Indigo.

 

 

Сайт: indigolang.ru

Группа вКонтакте: vk.com/indigolang

8 (910) 731-23-21, 8 (4712) 312-321
ТЦ Оптимист, Сумская, 37г, 3 этаж
ТЦ Корона, Радищева 110, 5 этаж

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: