Сергей Калугин: «Не нужно бояться идти поперек «хорошего вкуса»

Побывали на концерте музыканта, в котором уживаются философ и бунтарь


Гитара чуть потёрта, не удивительно. Она постоянная спутница его музыкальных экспедиций. Чёрная футболка, берцы — таково облачение современного рыцаря, странствующего по городам. Он — Сергей Калугин — поэт, музыкант, соединяющий в творчестве классическую гитару с мотивами рок-музыки, фламенко и средневекового барокко.

img_7970

Он выступает с группой «Оргия Праведников», даёт концерты сольно. А теперь ещё и дуэтом с виолончелисткой с Таисией Кисляковой. Таисия сотрудничает коллективом, принимает участие в записи альбомов. Вместе с Сергеем они подготовили программу с песнями привычными, но в непривычной обработке.

img_7973

kalugin

Сергей Калугин

музыкант

«Есть некоторое неверное восприятие у людей, которые не знают нашу профессию изнутри, что группой выступать не страшно: там много музыкантов, есть, за кого спрятаться. А вот одному-вдвоем почему-то должно быть более стрёмно это делать. На самом деле, всё ровно наоборот. Чем больше музыкантов, тем выше ответственность. Когда мы вдвоём это больше отдых, чем работа. Нам не закрывает происходящее ритм-секция».

Есть что-то особенное в акустических вечерах. Когда артисты начинают очередную песню по кивку головы, зрители передают записки с вопросами, а музыканты не стесняются делится воспоминаниями.

img_8031

img_7983

img_7985

Ироничный к себе, серьёзный к своему творчеству, Калугин поет о любви, поет о смерти. Собственно, о жизни. Чтобы его понять, важно расслушать тексты. В них бытие, описанное иногда устаревшим, иногда нецензурным языком.


Мрежи расторгнуты, сняты прещения,
В брежных утесах вздыхает прибой,
Помнишь ли ты о моем возвращении,
Знаешь ли ты, что я рядом с тобой?

(из песни «Возвращение в Неаполь»)

Калугин — художник. Он сравнивает развитие современной поэзии, как это ни удивительно, с производством алкоголя. И здесь по отношению к собственным текстам компромисса не видит.

«Мне бы хотелось, чтобы то, что мы делаем, было чистым дистиллятом, а не какой-то разбадяженной  дрянью».

 

img_7928

img_7954

На его концерте нет ничего лишнего. Благородный звук гитары и виолончели, насыщенный мужской голос, откровенная лирика. Это откровение мужское: поделиться важными песнями-мыслями, простыми по форме, сложными по содержанию.


Плачь, слышишь — Небо зовет нас, так плачь,
С гулом рушатся времени своды,
От свободы неистовой плачь,
Беспредельной и страшной свободы!

(из песни «Радость моя…»)

img_7977

Сергей Калугин («Оргия Праведников»). «Белое на белом»

«Чем меньше слов удается употребить и чем больше смысла в них заключить, тем лучше» — критерий качества песен Сергея Калугина. Таковы «Возвращение в Неаполь», «Хуанхэ».

Сергей Калугин («Оргия Праведников»). «Возвращение в Неаполь»

«Хороший вкус-это шаблон. А для того, чтобы ощутить некий прорыв, шаблон нужно рвать. Не нужно бояться идти поперек этого «хорошего вкуса». Есть шанс создать какую-то дребедень, но если ты себя ограничиваешь рамками хорошего вкуса, в конечном счете результатов не будет».

 

img_7955

img_7956

img_7957

«Самая «вымученная» песня — пожалуй, «Казанова». Я писал ее три года. По лености, наверное. А может, потому, что она навороченная в музыкальном плане. Это был мой первый эксперимент после песен в духе Высоцкого, которые я сочинял на трёх аккордах. Довести до ума ее было тяжело. Но, к счастью, когда исполняю ее, не слышно: сколько она создавалась. Такая удача».

Сергей Калугин («Оргия Праведников»). «Танец Казановы»

Но если думаете, что в творчестве Калугина всё классически выверено и кантиленно, вы ошибаетесь. Калугин не музыкальный праведник. Или уж точно не до мозга костей. Он может выпустить наружу демона. Тоже творческого.

Сергей Калугин («Оргия Праведников»). «Чёрная земля»

 

«Однажды мы ходили на телевизионную программу. Там аудитория совершенно неподготовленная к нашему творчеству. Сознание массовое, как известно, отуплено, оглуплено, погружено в сон большим количеством подделок. А мы — обычные художники. И вот этот момент, когда вдруг оловянные глаза оживают — падает пленка и появляется глубина — это здорово. Но, к сожалению, это не бывает долговременным».

И для него важно быть сопричастным к этому «живому» процессу пробуждения людей. Вот такое откровение рыцаря «Оргии Праведников».

img_8027

 

Благодарим партнеров: Концертное агентство «Doctor Feelgood Concerts»

 

 

vlad

ФОТО

Влад Половнев

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: