Пары в Zoom, домашка в WhatsApp: учителя и студенты про дистанционное обучение

Задания в WhatsApp, онлайн физкультура, пары в ZOOM


С 19 марта ВУЗы Курска перешли на дистанционное обучение. Уже почти два месяца студенты слушают лекции в режиме онлайн, а скоро будут сдавать сессию в таком же формате. Мы пообщались с преподавателями и студентами разных учебных заведений и узнали у них, как всё происходит.

Анастасия, студентка ЮЗГУ

—  Первое время, когда мы сели дома, было сложно, потому что никто не понимал, что такое дистанционное обучение. Первые две недели ситуация ещё осложнялась тем, что некоторые преподаватели скидывали задания в WhatsApp, другие — в Viber, третьи — во ВКонтакте, чётвертые — на почту. Не было единой платформы, куда все задания могли бы присылаться. Происходила какая-то каша, путаница, мы не понимали ничего. Сейчас, конечно, все устаканилось и становится легче, но на моей кафедре в обучении есть предметы, в которых главное — практика. Например, архитектурный рисунок. Да, преподаватель скидывает нам видео, как это рисовать, но это не то, когда я сижу в мастерской, а рядом со мной преподаватель.


Мария, студентка КГМУ 

—  Мы даже не думали, что могут объявить карантин. Нам неожиданно сказали, что будет 3 дня каникул, и после этого выходим на домашнее обучение. Руководство Медицинского университета создало сайт, на котором по каждой дисциплине выкладываются домашние задания и тесты (по анатомии ещё добавляются обучающие видео от наших преподавателей). Как и у всех, заданий столько, что несколько дней подряд сидишь, не вылезая из компьютера. Это жесть! Долгое время пришлось привыкать к такому режиму. Но недавно сайт начал слетать, и иногда на него совершенно невозможно зайти. Балдеж, когда решаешь тест, а он резко вырубается и выводится результат, на который ты успел «нарешать». Пары в ZOOM — это отдельная история. Сложно сдержать смех, когда сидишь слушаешь лекцию, а из другой комнаты преподавателя зовут кушать. Со временем ко всему этому привыкаешь. Главное, научиться правильно распределять время и силы.

Никита, студент КГМУ

— В целом, дистанционное обучение для меда — это немного странная штука, потому что обучение подразумевает постоянную демонстрацию каких-то препаратов. На той же анатомии: разбор клинических случаев, прохождение постоянной практики. Поэтому это сводится в форму тестов, студенты начинают искать ответы, что вызывает гнев преподавателей. Они пытаются контролировать нас с помощью ZOOM-а. Была контрольная по анатомии, и преподаватель заставляла поднимать компьютеры или веб-камеры и показывать, что у тебя на столе лежит и не списываешь ли ты.

Непривычно видеть преподавателей в домашней обстановке. Стоит пара на 8 утра, заходишь в ZOOM и видишь там преподавателя в наушниках, домашней одежде. И он еще сонным голосом начинает что-то рассказывать. Очень странно реагируют родственники. Все пытаются посмотреть, что у тебя «там». Забавно, когда на заднем фоне у кого-то из одногруппников или преподавателя возникают чужие голоса, решаются какие-то домашние вопросы. Бывают перебои по связи, возникают проблемы с ZOOM. Тогда преподаватели, как правило, разрешают не включать камеры, чтобы не перегружать сервер. Студенты видят только преподавателя. И неожиданно у кого-то включается камера, и он там жует бутерброд или пьет чай. Вызывает смех, и очень хорошо разряжает обстановку. 

Елена, студентка ЮЗГУ 

— У меня есть одногруппник, ему 47 лет. Он, мягко говоря, со всей техникой компьютерной на «Вы». Постоянно путает беседы, не туда пишет. У нас вместо целых названий предметов используют аббревиатуры, и, видя их, его реакция: «Это что за буквы, простите?» или «Ладно, ребята, как-нибудь и что-нибудь. Может, и не выгонят!». Бывают забавные случаи, беседы разных предметов создаются в разных соцсетях. И приходит от него сообщение в WhatsApp: «Куда я попал?» Преподаватели лучше нас справляются.

Раз с одногруппницей проспали пару в субботу. Раньше иногда прогулять же могли, прикрывали на это глаза, а сейчас они (преподаватели) отчеты скидывают, кто был, кто спал. Куратор вызванивала нас по видеосвязи в WhatsApp, чтобы «посмотреть в бесстыжие наши заспанные глаза». Много нового услышали о том, как мы относимся к нашему образованию. Связь ни разу не подвела.

Кристина, студентка КГМУ 

— Дистанционное обучение началось с веселого задания — нам нужно было ответить на вопросы по отрывку из произведения «Сага о ведьмаке» — цикл книг польского писателя Анджея Сапковского в жанре фэнтези. Дальше и по сей день обучение проходит обычно: нам на сайт приходят задания, которые необходимо выполнить. К примеру, было двадцать вопросов и двадцать минут на то, чтобы на них ответить, плюс письменное задание.

Из интересного — это лекции в виде презентаций. Все это нужно было сделать в кратчайшие сроки и очень быстро, но мы справляемся. По анатомии преподаватель нам даже записал видео разбора частей внутренних органов человека. А еще у нас даже были дистанционные задания по физкультуре. 

Ирина, студентка КГУ 

— Стоит отметить, что после перехода на дистанционное обучение нагрузка на студентов не стала меньше, мы не сидим, просто отдыхая дома. Мы так же выполняем задания, решаем тесты и выполняем прочие виды работы.

В общем и целом, стоит выделить быстрый отклик преподавателей и помощь в новых сложившихся условиях. У ребят не было недомолвок, недопонимания или каких либо проблем. Нам помогают и дают возможность работать в умеренном режиме. Если у кого-то случаются проблемы с оборудованием, то все спокойно входят в положение и не накладывают на студентов жестких санкций.

В данный момент надо четко понимать, что такой вид обучения — это вынужденная мера для предотвращения распространения COVID-19. Мы надеемся, что в скором времени снова сможем посещать университет и вернемся в прежний ритм жизни и учебы в нашем университете. 

Светлана, преподаватель КГУ 

— Уже неделю работаем со студентами с использованием ЭИОС (совокупность электронных информационных и образовательных ресурсов) и различных информационных технологий. Так как наша кафедра максимально тесно связана с информационными технологиями, то переход к другим формам работы не составил для меня особого труда. Первые пару дней налаживали с моими студентами учебный процесс. Но стоит отметить, что все дисциплины, которые я преподаю, и до перехода на удаленное обучения требовали использования цифровых технологий, поэтому и моим студентам было несложно в новых условиях. В целом, наш учебный процесс ничего не потерял даже в неожиданно меняющихся условиях преподавания.

Наталья, студентка КГУ

— В дистанционном обучении есть свои плюсы и минусы, конечно, и даже стереотипы. Начнём с них, первое — для студентов обучение дистанционное намного легче — нет, тысячу раз нет! Письменных заданий появилась в два раза больше — это особенно тяжело, если ты привык к устными выступлениям, как у нас факультете. Контроль за выполненными семинарскими заданиями остаётся такой же строгий. Стереотип 2 — изменение самой структуры обучения, это тоже не так! Система обучения вечна — те же лекции и семинары, так же написанные от руки, только теперь их рассказываем не в живую, а отправляем дистанционно. Контакт с преподавательским составом такой же активный как и в обычное время, что особенно важно для студентов выпускных курсов, которые готовятся к защите диплома, и им как никому другому важен постоянный контакт со своим научным руководителем.

К минусам можно отнести отсутствие общения, эмоций, живой речи, к тому же, каждый преподаватель КГУ — это кладезь интересных жизненных историй, которыми они успевают делиться на занятиях, но к сухому конспекту лекций их невозможно прикрепить.

Главным плюсом конечно является мобильность обучения! Можно находиться на свежем воздухе, конспектируя лекции, передвигаться на велосипеде, слушая заданную книгу. Несмотря на конкретные сроки для выполнения заданий, успеть ознакомиться с лекциями можно в любое удобное время. Я думаю если и какая то часть студентов радовалась такой системе обучения, то лишь первую неделю, и точно готовы вернуться с неё в обычный режим. Раз это стало реальностью нашей жизни, нужно уметь провести это с максимальной выгодой лично для себя! 

Эллина, преподаватель КГУ 

— В основном взаимодействие происходит через мессенджеры: ВКонтакте, Viber, WhatsApp. Я сбрасываю задание студентам через старост, они направляют фотографии или документы с выполненными работами. После проверки заполняю журнал и через старост сообщаю оценки группе.

Что конкретно я об этом думаю? Что формы взаимодействия необходимо совершенствовать, поскольку на гуманитарных факультетах крайне важен личный контакт преподавателя и студента. Если ситуация в ближайшее время не исправится, будем осваивать новые платформы, например, ZOOM. 

Анастасия, студентка КГУ 

— Плюсы такого обучения в том, что можно далеко не ездить, что этим мы защищаем себя и остальных людей в городе. Минусы: нет прямого взаимодействия с одногруппниками, учителями. Конечно, я знаю, что это временно, поэтому в принципе чувствую себя хорошо в данной форме обучения, потому что для меня это более чем удобно.

Дина, преподаватель КГУ 

— Пока «глобальные» выводы делать рано, но переход на удаленную работу, скорее открывает новые возможности, чем кардинально осложняет жизнь. Это необычно, но по-своему интересно. Конечно, живое присутствие в аудитории привычней, но режим видеоконференции добавил свою изюминку в занятие. Мне показалось, что домашняя обстановка сделала диалог сердечнее, а нас всех ближе. Понятное дело, что мы работали, это нельзя было назвать дружеской непринужденной болтовней. Но определенно, «удаленка» нас сблизила.


АВТОРЫ: Мария Гришко, Кристина Митрохина

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: