Советы для тех, у кого ступор, мандраж, влажные ладони и во рту пересохло


Запустили рубрику о том, как развивать в себе разные полезные навыки. Спецпроект поддерживает компания «МегаФон», которая презентовала тарифные планы «Смотри», «Говори», «Пиши», «Слушай», «Общайся». Мы уже разобрались, как «смотреть», то есть начать разбираться в современном искусстве. Сегодня у экспертов — психолога и специалиста по риторике — выясним, как побороть скромность при публичных выступлениях и заставить публику аплодировать в финале.

Мегафон

Татьяна Сафонова, преподаватель риторики КГУ

— Оратору я бы рекомендовала для начала узнать тонкости бытового общения. Основные правила в общении с мужчиной и женщиной мы можем перенести на публичное выступление. Например, известно, что женщине важен акт общения, а мужчине важен результат. Когда женщина навешивает массу подробностей в истории, мужчине будет скучно, а другая женщина тот же рассказ будет слушать с удовольствием. Соответственно, выступая перед женской аудиторией, надо вызывать эмоции подробностями. Речь для мужской аудитории необходимо делать максимально рациональной и логичной.

Представьте, в темном переулке мужчина с женщиной видят толпу хулиганов. Мужчина сохраняет спокойствие, и его спутница думает, что ее кавалер очень смел. На самом деле, мужчина может бояться в четыре раза больше женщины, просто он не показывает эмоций. По мнению психологов, только одна эмоция у мужчин читается лучше, чем у женщин — скорбь. Остальные проявляются очень слабо. Вот вам еще один пункт: если мужчины, сидящие в аудитории, на вашу речь не реагируют, это не значит, что им не интересно.

Мегафон

Мегафон

Лайфхак от компании «МегаФон»: практиковаться в ораторских навыках можно с помощью смартфона. Организуйте видеозвонок другу в удобном вам мессенджере. С тарифом «Включайся! Говори» вы не ограничены в общении: в абонентскую плату входит безлимитные мессенджеры и 5 ГБ интернета по России и пакет на 1000 минут. На всю линейку тарифов «Включайся!» с 19 июня действуют рекордно низкие цены.

Настройте себя фразой: «Все равно я знаю лучше, чем они».

Делать это нужно в любом публичном выступлении, даже если выступаешь перед заслуженными профессорами с защитой диссертации.

Начните с аудитории 20-30 человек

Иногда я задаю студентам вопрос: в маленькой или большой аудитории работать легче? Многие уверены, что в маленькой. А на самом деле, все зависит от опыта оратора. Помните правило: с увеличением аудитории падает уровень ее интеллекта. Это происходит из-за того, что внимание большой аудитории рассеивается и она не всегда слышит, что говорит оратор. А маленькая аудитория в большинстве случаев следит за выступающим, и поэтому слышит его оговорки, заминки, незнание. Новичку будет легче работать с большим количеством слушателей.

Не переходите сразу к делу

В публичной речи действует и правило усиливающего нетерпения слушателей: чем больше затягиваешь начало, тем более аудитория нетерпелива. Поэтому начинать выступление сразу с порога не следует: расскажите случай из жизни, пошутите, скажите публике комплимент.

Адресуйте свою речь позитивно настроенным слушателям

При всем дружелюбном отношении к оратору небольшой уровень критичности все равно будет.
Обязательно найдется один или несколько человек, которые настроены против. И чаще всего этих людей легко вычислить: они сидят с каменными лицами, не реагируют на шутки. Что с этим делать? Ничего. Просто найдите в зале доброжелательных людей и обращайтесь к ним. Если вы знаете, что в зале есть люди, которые настроены позитивно, вам станет легче.

Не проявляйте негатив к негативно настроенным слушателям

Помните, как в школе учительница со словами: «Встань и выйди из класса» при всех выгоняла шумного ученика? Делать это не рекомендует Закон отклонения публичной критики. Представьте, на вас кричит начальник посреди коридора у всех коллег на виду. Естественно, вы не воспринимаете адекватно этот крик, и он не повлечет за собой позитивных изменений. Напротив, мы развиваем общение зеркально — начинаем относиться к человеку так, как он относится к нам. Кстати, не стоит принимать любое хмурое лицо в аудитории на свой счет: может, человек просто не выспался, плохо себя чувствует или переживает из-за личной проблемы.

Говорите простыми словами

Если ваш начальник на летучке засыпает вас непонятными терминами и не удосуживается объяснить, что они значат, его речь для вас становится малопонятной и неинтересной. Вы просто перестаете его слушать. Простым словам аудитория доверяет больше. Это касается и бытового общения, и публичных выступлений. Вспомните популистские речи некоторых политиков: их речь всегда максимально проста, чтобы каждому было понятно.

Мегафон

Что смотреть на эту тему?

Перенимать опыт ораторов стоит на ted.com. Конференции TED (аббревиатура от англ. technology, entertainment, design) проводятся с 1984 года. Миссия их состоит в распространении уникальных идей. Темы лекций разнообразны: наука, искусство, дизайн, политика, культура, бизнес, глобальные проблемы, технологии и развлечения.

Можно вдохновляться любыми публичными выступлениями Стива Джобса. Самая знаменитая его речь — обращение к выпускникам Стэнфордского университета.

Фильм телеканала «Россия» о языке жестов. 2009 год

Лекция австралийского писателя Алана Пиза. Он известен как «мистер язык тела», благодаря своей одноименной книге, которая была продана по всему миру многомиллионным тиражом.

Мегафон

Разговаривайте с аудиторией

Закон гармонизирующего диалога заключается в том, что нужно общаться с аудиторией, даже если ваше выступление представляет собой монолог. Монологическая форма, вообще, не перспективна. Задавайте хотя бы риторические вопросы: они помогают поддерживать связь с аудиторией, хотя ответов на них обычно не следует.

Жестикулируйте

Человек без жестикуляции выглядит неестественно, его воспринимают плохо. При этом надо помнить: при работе с мужчинами жестов должно быть гораздо меньше, чем при общении с женщинами. Первый жест, который следует выучить — раскрытые ладони. Он символизирует то, что оратор доверился слушателям, находится с ним на равных и расположен дружелюбно.

Следите за временем и делайте паузы

Некоторые ораторы обижаются, когда публика к концу второго часа начинает зевать. Это абсолютно нормально: каким бы ни был интересным рассказ, за два часа ты от него обязательно устанешь. Тревожный знак — если аудитория зазевала спустя десять минут. Аудитория не любит длинные речи: будь то протокольно-этикетное выступление, собеседование или поздравление юбиляра. Чем короче, тем лучше. А если речь по протоколу должна быть длинной, периодически отвлекайтесь: пошутите, расскажите историю из жизни, поговорите со слушателями. Идеально — если все эти отступления будут связаны с основной темой.

Не привлекайте внимание внешностью

Чем неординарнее мы выглядим, тем больше критики вызываем. Откажитесь от массивных украшений, ярких цветов и нестандартного поведения, по крайней мере, на первых выступлениях.

Мегафон

Екатерина Емельянова, руководитель актерско-психологической школы «Образ»

— Испытывать страх перед публичными выступлениями нормально. Именно это чувство регулирует качество нашего взаимодействия с аудиторией. Во-первых, страх является индикатором важности того, что мы делаем. Нам хочется быть интересными другим людям, хочется получить позитивную оценку, хочется поделиться с залом тем, что искренне волнует. И, естественно, нас тревожит сама мысль о том, что мы можем не понравиться, ошибиться, провалиться. Именно эти фантазии подталкивают ораторов продумывать текст, тренировать дикцию, заниматься актерским мастерством, репетировать выступление и доводить его до совершенства. В этом смысле страх — позитивное явление и он нам очень полезен.

Однако сложно забыть про его обратную сторону: трясутся коленки, затрудняется дыхание, путаются мысли, невозможно сосредоточиться на тексте, весь азарт сходит на нет, и мы просто мечтаем поскорей завершить свою пытку. В этом смысле ситуация со страхом похожа на серфинг: либо вы ловите волну, либо она вас. Возможно ли управлять своими эмоциональными состояниями так, как мы владеем телом в спортивных испытаниях? Да. Достаточно следовать простым рекомендациям.

Мегафон


Уинстон Черчилль – один из самых сильных ораторов в мировой истории. Говорят, каждую свою речь он репетировал по часу. «Когда оратор хочет вызвать негодование, его сердце должно пылать гневом. Когда он хочет растрогать публику, он сам должен плакать. Чтобы убедить людей, нужно верить самому».

Мегафон

Лев Троцкий изучал приемы ораторского искусства по книге Шопенгауэра “Искусство ведения дебатов”. А еще всю жизнь он изучал особенности красноречия многих ораторов своего времени, записывая увиденное в мельчайших подробностях: жестикуляцию, тон, положение рук, мимику.

Мегафон

Учитесь работать на сцене из позиции «здесь и сейчас»

Основная точка внимания оратора должна быть не на том, что думает о нем зал, как он выглядит со стороны, успешно ли он выступит или провалится. Нужно сконцентрироваться на цели выступления, его смысле и глубине. Для укрепления такой внутренней позиции хороши любые практики динамической медитации, глубокое осознанное дыхание, занятия по раскрепощению и просто наличие зажигающей вас идеи.

Собирайте максимальное количество обратной связи

На первых порах нам бывает сложно держать себя перед аудиторией, потому что мы не знаем, интересно ли говорим, хорошо ли двигаемся и приятно ли звучим со стороны. На месте, где могла быть информация, позволяющая обрести уверенность в себе, есть пустота, которая и заполняется разного рода переживаниями. Чем больше мы знаем о своих сильных и слабых сторонах на сцене, чем больше нам удается их принимать и обращать на пользу, тем меньше страха оказаться в неудобной ситуации, быть смешными или обесцененными зрителем. Наша задача — сформировать базу знаний о себе как об ораторе, которая послужит хорошим техническим основанием для расслабленного и увлекательного разговора со зрителем.

Как можно больше выступайте и репетируйте

Если вы имеете маленький ораторский опыт, плохо знаете свой текст, ни разу его не повторяли в полном объеме до выхода на сцену, и по сути перед людьми в зале будет первая репетиция — провал вам почти гарантирован. И страх в этом случае обоснован. Вы просто не готовы. Дышите, сидите в позе лотоса перед выступлением, представляйте аудиторию голой или не представляйте: это если и сработает, то на очень короткой дистанции.

Лучший помощник в деле обуздания страха — опыт. Репетируйте везде, где это возможно, особенно на площадке, на которой планируется ваш выход. Репетируйте даже в воображении. Чем больше часов практического опыта вы накопите, тем легче вам будет обратить страх себе на пользу. Помните, что любое выступление — это не экзамен, а диалог со зрителем, в котором вы делитесь с ними, что им интересно. Раз вас выбрали в качестве спикера, значит, вас готовы воспринимать и хотят от вас получить ценную информацию. Просто щедро делитесь своими знаниями и размышлениями. Ищите свою ораторскую идентичность и не пренебрегайте базовыми правилами успешного публичного выступления.

«Гений общения»

Дмитрий Аксенов, Виктория Борисова

Мегафон

«Черная риторика»

Карстен Бредемайер

 

Мегафон

Тарифная линейка «Включайся!» от МегаФона разработана для тех, кто активно пользуется всеми возможностями мобильной связи. Достаточно решить, что именно является при использовании мобильного интернета главным, — и выбрать подходящий тариф: «Включайся! Общайся», «Смотри», «Слушай», «Говори», «Пиши» и «Премиум». Скоростной мобильный 4G вместе с тарифом поможет использовать цифровые возможности по максимуму. На всю тарифную линейку сейчас действует рекордно низкая цена.

Смотрите также

Новые фичи в диджитальных продуктах: как понять современных бизнесменов?

Выяснили, с чем связано засилье иностранных слов, и составили краткий словарик, чтобы понимать, о ...

В Курске открылся магазин косметики «MAC»

Оказались в числе первых покупателей и оценили тональные средства, палетки, помады и стоимость брендовой ...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: