Бизнес-эксперт: выбор между прибылью и удовольствием

Вместе с компанией Tele2 ищем интересных бизнесменов, готовых делиться своими профессиональными секретами

 


Есть правило в бизнесе: не заниматься тем, что не приносит денег. Есть и другое правило: заниматься любимым делом. Можно ли стать успешным предпринимателем, если найти компромиссное решение?

12082016_expert (10)

Антон Гатилов

владелец литературного кафе «Чердак»

Мы с моей девушкой Асей Сулеймановой открыли кафе чуть больше года назад. У нас появился небольшой капитал, и мы стали искать, чем заняться. Сначала думали над уютной кондитерской во французском стиле, когда хозяева живут на втором этаже заведения и спускаются вниз к посетителям. Возникла проблема с подходящим помещением. Потом захотели печь домашние пончики, но в городе уже было кафе, торгующее пончиками, поэтому и от этой мысли тоже отказались.

Идея сделать литературное кафе принадлежит Асе. Она филолог и книголюб, а я много лет работал в сфере общепита. Вышло так, что мы объединили две наши сферы. Мы загорелись идеей, потому что для города это был новый формат. Среди наших друзей много читающих и пишущих людей, у кого-то дома большая библиотека. У меня, кстати, мама преподавала русский язык и литературу. Мы подумали, что мы найдем свою аудиторию, ведь в городе есть люди, которым не интересен пафос. Кстати, открылись мы в год литературы.

Из нас двоих с Асей я больше нацелен на прибыль. Я предлагаю ей не делать большие скидки друзьям, поднять цены. Но Ася отвечает: «Я не могу. Людям нравится». Для меня кафе – это деньги, а для нее – эмоции, которые получают люди и которыми она от людей заряжается.

12082016_expert (5)

12082016_expert (15)

 

Формат заведения. Пафос или уют?

Курск не сразу схватывает тренды, многое до нас доходит позже. И если какое-то заведение открывается, оно чаще всего напыщенное и пафосное. Люди ходят туда, чтобы показать, какие они интересные, светские. И как пьют кофе в таком крутом месте.

Мы же хотели открыть место, куда посетители просто будут хотеть приходить. Сейчас многие называют наше кафе душевным, спокойным, уютным местом. Это именно то, к чему мы стремились, поэтому такие отзывы очень приятно слышать.


12082016_expert (17)

Фишки заведения. Что кроме кофе?

Когда мы определились с тем, что кафе будет литературным, стало ясно, что все должно быть завязано на книгах. Во-первых, мы решили, что у нас должны быть книги, которые можно почитать и купить. Мы закупили литературных новинок на 200 тысяч и установили цену меньше, чем в монополисте «Читай-городе». Во-вторых, мы стали проводить литературные вечера. Их и раньше организовывали разные заведения, но там было больше алкоголя, чем культуры. А мы стараемся их делать по-настоящему литературными: кроме местных приглашаем поэтов из других городов, зовем музыкантов.   В-третьих, мы стали площадкой для буккроссинга: приноси почитать свою книгу – и получай нашу взамен. Каждую неделю проводим кинопоказы, на которых смотрим не голливудские боевики, а экранизации книг. Еще мы продаем хендмейд, организуем чемпионаты по настольным играм, проводим научные лектории и бизнес-семинары.

Думаю, что каждый владелец собственного бизнеса обязан придумать свои фишки. Они должны подходить конкретному заведению. Например, в одно место, которое открылось как пончичная, сначала завезли книжки, потом стали проводить поэтические вечера. Я уже не говорю о том, что в меню у них появился мой сырный кофе и мой коктейль «Орео». Я думаю: «Ребята, это мои идеи. Зачем они вам? Придумайте лучше что-то свое!»

Все эти дополнительные услуги нам почти не приносят доход. С мастерами хендмейда, например, мы работаем за копейки или вовсе на бесплатной основе. Вход в кино у нас стоит всего 60 рублей. Для нас это способ создать особую атмосферу и пока мы придерживаемся этой позиции. Поэтому ещё один мой совет тем, кто открывает заведение: определитесь сразу, сколько вы будете зарабатывать на «фирменных фишках».

12082016_expert (18)

12082016_expert (14)

 

Место. Проходное или уединенное?

Если кафе открылось в хорошем месте в центре города, это обеспечит владельцам большую прибыль, им даже не придется ничего добавлять в услуги кроме кофе. У кофеен, например, отличные проходные места! Но если бы мне сейчас предложили переехать, я бы не стал этого делать. Локация нашего заведения очень подходит его формату. Здесь тихо, нет машин и прохожих, можно выйти с книжкой и чашкой кофе на улицу и сидеть в тени деревьев, где тебе никто не помешает.

С другой стороны, если не проработаны услуги и меню, даже самое удачное расположение не спасет заведение от закрытия. Недавно в городе в очень хорошем месте открылась бургерная. Красивая обстановка, модное место, но бургеры – это не то блюдо, на котором можно заработать много. Во-первых, оно не самое популярное, во-вторых, больше одного не съешь, а значит, чек не увеличить. Я не делаю прогнозов, но мне интересно, насколько они окажутся востребованными.


12082016_expert (13)

Аудитория. Поток или «только свои»?

Многие новые заведения рассчитывают на поток: посетитель пришел, быстро поел и ушел, а его столик занял новый клиент. Такая позиция будет приносить прибыль, тем более в проходном месте. У нас формат заведения не для всех, поэтому нам было важно найти своего клиента. Мы старались привлечь категорию студентов и людей немного постарше, тех, кто интересуется книгами. Мы ходили в читательские клубы, союз писателей, рассказывали о себе и приглашали в гости.

У нас нет большого потока, но зато большинство наших гостей мы знаем по именам, знаем, кто какой кофе любит и сколько сахара нужно положить. Некоторые клиенты могут просидеть у нас часов пять подряд за ноутбуком, выпить пять чашек кофе. А некоторые приходят, чтобы почитать  наши книги или поработать за компьютером, и ничего при этом не заказывают. Сам я воспитан так, что обязательно в заведениях оставляю чаевые, не могу не поблагодарить человека, который старался. А есть люди, которые воспитаны иначе. Я не думаю о них плохо, не злюсь. Пусть приходят, ведь когда-нибудь они сделают заказ.

У нас есть одна постоянная посетительница – бабушка, которая рассказывает о втором пришествии Иисуса Христа, говорит, что он женится на курянке и заведет семерых детей. Она местная, заходит во все ближайшие кафешки, некоторые ее выставляют за дверь, а мы по-прежнему принимаем. Одно время она перестала приходить, и дела у нас пошли хуже. Мы испугались, что вместе с бабушкой ушла удача! Но потом она вернулась, и все стало хорошо!

12082016_expert (9)

12082016_expert (11)


Сложности. О чем позаботиться в самом начале?

[dropcap bold=’1|0′ background=’1|0′ colored=’1|0′]Первое, что нужно сделать, это оставить хорошую сумму от первоначального капитала для подстраховки. В первые полгода можно закрыться просто потому, что нет дохода и нечем платить аренду. Глупо рассчитывать, что с первого дня ты начнешь получать прибыль. Были дни, когда я по 3-5 часов просто лежал на диване и читал книгу, посетителей не было совсем. Это было очень тяжело. [/dropcap] [dropcap bold=’1|0′ background=’1|0′ colored=’1|0′]Не заимствовать идеи у местных. Если и подсматривать, то в Питере, в Москве, за границей. А в нашем городе чтобы быть успешным, нужно придумать что-то новое. «Gas Coffee», например, у нас первыми стали давать кофе на вынос, они молодцы! [/dropcap] [dropcap bold=’1|0′ background=’1|0′ colored=’1|0′]Найти сотрудников, которые будут не просто работать, а гореть идеей, привносить в бизнес что-то свое. [/dropcap] [dropcap bold=’1|0′ background=’1|0′ colored=’1|0′]Заручиться поддержкой друзей, у которых есть бизнес или интересное дело. Вместе с магазином азиатской еды мы устраивали мероприятия, мы дружим со школой иностранных языков. Важно найди тех, с кем можно оказаться друг другу полезными, ведь это дает новых посетителей. [/dropcap] [dropcap bold=’1|0′ background=’1|0′ colored=’1|0′]Не забывать о прибыли. Нужно делать что-то бесплатно, если уверен, что это привлечет к тебе новых клиентов или удержит старых. [/dropcap] [dropcap bold=’1|0′ background=’1|0′ colored=’1|0′]Пытаться захватить большую аудиторию, но не усердствовать, чтобы не отвернулись те люди, которые к вам уже ходят. [/dropcap]

12082016_expert (7)

12082016_expert (1)

12082016_expert (3)

Что сделать, чтобы стать более успешными?

Если ты настроен на прибыль, каждый шаг должен способствовать ее увеличению. Нужно улавливать все модные тренды и сразу их внедрять, чтобы привлечь больший поток людей. При этом стараться снижать расходы и увеличивать цены. Вот несколько приемов, которые могут быть полезными.

[dropcap bold=’1|0′ background=’1|0′ colored=’1|0′]1. Нанять фотографа. Многие заведения заводят себе штатных фотографов, который снимает посетителей. Клиентам это нравится, они идут в кафе ради новых аватарок. Кстати, к нам недавно пришла девочка, которая взяла книгу, села красиво и просит ее сфотографировать. А мы смотрим: она книгу держит вверх тормашками. Книга написана на иврите, а девочке все равно, главное, что обложка красивая. [/dropcap] [dropcap bold=’1|0′ background=’1|0′ colored=’1|0′]2. Продавать алкоголь. Если есть бар, люди идут лучше. [/dropcap] [dropcap bold=’1|0′ background=’1|0′ colored=’1|0′]3. Приглашать известных людей и угощать их бесплатно за то, что они выкладывают фото из твоего заведения на свои страницы. [/dropcap] [dropcap bold=’1|0′ background=’1|0′ colored=’1|0′]4. Нанять человека для раскрутки инстаграма. [/dropcap] [dropcap bold=’1|0′ background=’1|0′ colored=’1|0′]5. Обязать работников выкладывать посты в соцсети с хэштегом нашего кафе и запретить фотографироваться в других заведениях. Знаю, что такое практикуют и наказывают работников вплоть до увольнения. [/dropcap] [dropcap bold=’1|0′ background=’1|0′ colored=’1|0′]6. Создавать репутацию солидного места. Некоторые кофейни, например, объявляют, какие дорогие кофе-машины покупают. Клиенты, которые не разбираются, сочтут нужным прийти пробовать вкусный кофе. На самом деле, вкус кофе в больше степени зависит от зерен, а не от машины, на которой приготовлен, но на многих такой прием действует. [/dropcap] [dropcap bold=’1|0′ background=’1|0′ colored=’1|0′]7. Привлечь постоянных клиентом вкусным меню или дорогим кофе, а потом работать с продуктами более низкой стоимости. Экономить нужно, но главное, чтобы это не отражалось на качестве. [/dropcap] [dropcap bold=’1|0′ background=’1|0′ colored=’1|0′]8. Поднять цены, приравнивая к прайсу более дорогих заведений. [/dropcap]

Мы вложили в открытие литературного кафе примерно 1 миллион 200 тысяч рублей. А в общепите, говорят, вложения окупают себя через 5 лет. Так что мы просто продолжим делать то, от чего получаем удовольствие и ждать тех, кому наши идеи близки.


 Проходя мимо литературного кафе, не проходите мимо! Просим прощения за литературный каламбур, но это лишь подчеркивает уникальность заведения. Уверены, что вы приятно проведёте там время – ведь хозяева кафе не собираются экономить на своих клиентах, зато они всегда могут начать экономить на мобильной связи. Партнёр проекта – оператор мобильной связи Tele2 – советует Антону подключить бизнес-тариф «Гамма». Помимо 500 минут для звонков на местные номера и по межгороду, в «Гамму» входят 500 SMS на все номера России и 5 Гб интернет-трафика. Всё это удовольствие стоит всего 250 рублей в месяц. Даже если Антон решит открыть ещё одно литературное кафе где-нибудь на Мойке рядом с квартирой Александра Сергеевича, он может не переживать за сохранность средств на счете мобильного телефона: при использовании корпоративных тарифов Tele2 в поездках по России (за исключением Севастополя и Республики Крым) входящие звонки будут бесплатными. Кроме того, он всегда сможет следить за жизнью своего кафе в Курске онлайн: интернет-трафик в роуминге в пределах страны расходуется из пакета на домашних условиях.

Партнер рубрики: компания Tele2

mime-attachment

2222


[starbox id=33]

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: