Артем Касилов: «Мы делаем проект не про здания, а про людей»

20 и 21 ноября в Курске пройдет форум креативных индустрий «Цех». Он должен был стать масштабным офлайн-мероприятием и, по прогнозам организаторов, на площадке креативного кластера «Поток» собрать несколько сотен зрителей за два дня. Из-за пандемии формат придется поменять – наблюдать за дискуссиями можно будет только онлайн. Впрочем, такой вариант может собрать еще большую аудиторию заинтересованных в развитии креативных индустрий.

За две недели до форума встретились с лидером и основателем «Потока» Артемом Касиловым, чтобы узнать, что из себя представляет кластер сейчас и как будет развиваться проект.

Артем, расскажи, ты всегда был в креативной сфере? С чего начинался твой личный пусть в творчество?

— Вообще, я всю жизнь в творческой среде. Я бывал на квартирниках у своих друзей-диджеев и видел, как пишутся биты. Я проводил время в мастерских у художников, знаю запах краски. Я и сам художественную школу заканчивал. А потом узнал, что такое фотошоп, и через него зашел в индустрию дизайна. Начал делать плоские изображения, рисовал логотипы для компаний своих друзей, флаеры для вечеринок. Потом понял, что мне мало плоскости и надо двигаться в объем, а это уже было 3D… Я разобрался, как это делается. И так я постепенно от одного к другому шел сам, смог монетизировать творчество. Сейчас мы занимаемся проектированием интерьеров, брендингом, делаем сайты, ландшафтный дизайн, архитектуру — создаем комплексные проекты, где уже нужны разные сферы и разные творческие специалисты. Я пришел именно к созданию концепций, которые дальше уже будут реализованы разными командами.

Для меня творчество и любая креативная индустрия — это один энергетический поток, который выражается по-разному. Именно поэтому талантливый человек талантлив во всем, ведь у него преобладает созидательная энергетика. И неважно, каким инструментом ты работаешь: если у тебя есть созидательная энергия, ты можешь и трек прикольный написать, и коллаж сделать, и видеоарт.

В 2010 году вы вместе с Димой Григорьевым открыли в Курске первое креативное пространство — Laboratorium…

— Да, началось все в 2009 году. Моя знакомая, которая была одним из организаторов направления «Арт-парад» на Селигере, сказала: «Тём, тебе там надо быть, потому что ты у нас творческий чувак, езжай». Я тогда работал в одной из торговых сетей города, но мне там было тесно, я понимал, что сидеть с 9 до 18 за зарплату — это, вообще, не мое. И как раз когда я оказался перед выбором, куда мне двигаться дальше, подвернулся Селигер. И там я узнаю о том, что в России появляются креативные кластеры. Я начинаю копать, анализировать и понимаю, что у меня куча знакомых в Курске, которые занимаются разными видами творческой деятельности, и что можно всех объединить, создать пространство или развивающую среду, где всем будет лучше от объединения.

Я помню, мы шли с Димой Григорьевым мимо «Манежа», и он говорит: «Давай, просто зайдем к директору и поговорим». Мы зашли, рассказали свою идею. А директор говорит: «Да не вопрос, вот 500-700 метров, забирайте». Так и появился Laboratorium. Потом мы получили грант от Росмолодежи, который потратили на обустройство: сами сделали мебель, купили компьютеры, проектор. Площадка работала в формате коворкинг и формате проведения мероприятий. Мы проводили много крупных фестивалей и тусовое, которые прокачивали торговый центр, а за это не платили аренду.

Сколько просуществовал Laboratorium?

— 5 лет. С 2010 по 2015. Все это время мы искали новую площадку: объехали практически все заводы и фабрики Курска, и работающие, и заброшенные, пытались эту идею проталкивать. Но, видимо, в то время мы были зеленоваты, и нас не воспринимали всерьез. Люди не понимали, что мы хотим сделать, где там деньги. Деятельность эта забирала кучу времени и энергии, а в результате мы пришли к тому, что поддержки нет ни от власти, ни от бизнеса, ни от собственников пространств. В это время у меня родилась дочь, потом вторая, надо было зарабатывать, и я стал развивать дизайн-студию. И на какое-то время мысль о запуске пространства оставил.

Сейчас отношение к кластерам изменилось?

— Мир сильно изменился с тех пор. Креативные индустрии, дизайн, современные технологии все больше стали заходить в нашу жизнь и в жизнь людей, которые обладают большими возможностями, влиянием, финансами. За последние 7-8 лет эта тема очень быстро набрала обороты. 8 лет назад было условно 15 проектов, а сейчас их 1500. Рост произошел космический, это глобальный тренд. На сегодняшний день ведущие страны осознают, что экономика будущего будет завязана на креативных индустриях. Мир переходит от сырьевой модели — от продажи нефти, леса, газа, металла — к модели креативной экономики, когда основным продуктом становится человеческий интеллект и интеллектуальный и творческий продукт. Поэтому 2021 год был объявлен годом креативной экономики.

И вот спустя несколько лет после Laboratorium в Курске появляется креативный кластер «Поток», и твое имя снова рядом. Каким образом это произошло?

— Однажды мне позвонила председатель комитета по культуре Юлия Полетыкина и внезапно сказала: «Артем, у нас встреча по проекту кластера, приезжай». Я беру на всякий случай с собой презентацию, приезжаю на площадку СОЮЗ. Туда приезжают сама Юлия, руководитель КЭАЗ Андрей Канунников и какой-то лучезарный человек в татуировках, явно не курского вида. Мы жмем руки, поднимаемся в переговорку, там сидят еще какие-то люди, и мне вдруг говорят: «Презентуй». И я начал рассказывать…

Человек в татуировках оказался Игорем Дубинниковым. Это просветитель, бизнес-тренер из Сколково, основатель экосистемы InReality, автор и соавтор множества уникальных проектов. После презентации мы пообщались с ним полчаса и поняли, что мы – люди из одной истории, у нас одна энергетика, мы мыслим в одном направлении. Правда, оказалось, что некоторые мои идеи устарели и покрылись мхом. А Игорь их откопал, отряхнул и показал мне такой масштаб, который я не предполагал изначально. Мое видение проекта сильно изменилось, масштабировалось, досложились составляющие, которые не хватало. Игорь активировал меня. И дальше мы пошли активировать других!

Спустя две недели после той встречи состоялся День города, на котором мы с Игорем уже презентовали кластер. Бывший заводской цех площадью в 400 метров был переоборудован в зал для мероприятий на деньги собственника помещения — Андрея Канунникова. Мы очень благодарны ему за такую инициативу.

Как дальше будет развиваться проект?

— Модель развития, которую мы подразумеваем, принципиально отличается от того, что делали в Москве или в России. Основные проекты пространств, например, ArtPlay или Flacon, делались как проект ревитализации недвижимости, то есть это арендная история. Единственное, они поняли, что если арендаторов объединить одной концепцией, то они будут быстрее стекаться, занимать пространства, и проект будет успешней. Когда наберется масса одинаковых по духу компаний, то к ним захочет ещё больше присоединиться, будет тусовка создана.

То, что мы хотим создать, отличается от этого принципиально. Мы говорим о создании экосистемы, об активации человеческого капитала. То есть наша задача — активировать спящее общество, дать ему максимальные инструменты и разные сервисы, выстроить социальные лифты, привлечь инвесторов — для того, чтобы люди, которые хотят творить, получать поддержку.

Почему это в Курске получится? Потому что люди, которые будут создавать экономику будущего, они живут и в Курске, и в других городах России, и в других странах. Вопрос в их активации. Этот потенциал спящий, он существует. И вопрос тут не в том, есть кто-то или нет, вопрос в том, сможем ли мы — люди, которые живут в нашей области — активировать этот потенциал. И тогда люди начнут развиваться, создавать новые проекты, взаимодействовать, зарабатывать больше денег, выходить на федеральный или международный уровень.

Мы не про создание места. Инфраструктура будет выстраиваться постепенно, под ту волну, которая начнет подниматься.

Как будет складываться экономика проекта?

— Я думаю, будет несколько источников финансирования: государственные, частные средства, инвестиционный фонд, деньги резидентов и арендаторов, гранты, программы поддержки. Плюс продажа того самого креативного продукта. Мы создаем условия для развития бизнеса, поэтому доходы, которые планируются, тоже часть экономической системы.

Хорошо, а как активировать спящих?

— Есть основная технология, которую мы планируем применить. Идея в том, что мы сначала создаем магнит — точку притяжения, о которой все знают. Мы прокачиваем различные мероприятия, чтобы показать городу, что появилось место, появилась тусовка активных людей. Дальше создаются сообщества по креативным индустриям, например, дизайн-сообщество, сообщество архитекторов, фотографов, музыкантов. Человек, который попал в сообщество, начинает интересоваться темой, происходят его первые шаги активации, возникают новые знакомства, взаимосвязи. У него от этого начинают появляться идеи, вдохновение, потенциал к развитию, образовательный запрос.

Дальше мы предлагаем образовательную часть, где человек может себе выбрать какую-то траекторию в совершенно разных форматах: от недельного курса до двухгодового обучения в индустрии, в которой он хочет развиваться. Когда он активировался и научился чему-то, он может подключиться со своей идеей к акселератору или к инкубатору проектов, куда мы подключаем инвесторов, наставников, маркетинг, пиар, дизайн, юридические консультации и так далее. Это все и есть акселерация.

Инвесторы ищут такие «болотца», в которых кишат вот эти мозги, идеи. Потому что бегать и искать каждого талантливого чувака очень долго и накладно. И им всегда проще найти какую-то уже сформированную тусовку, куда они могут прийти, посмотреть, кого-то выбрать и инвестировать деньги. Мы это «болотце» создаем через эти сообщества. После того, как у нас сообщества будут развиты и насыщены бурлящими идеями, нам будет довольно просто притащить сюда инвесторов. Таким образом, мы соединяем деньги, возможности и идеи. И получаем на выходе тот самый творческий креативный продукт. То есть, от мероприятий до финального продукта цепочка может выглядеть примерно так.

Люди, которые сейчас вместе с тобой развивают проект «Поток» называются лидерами. Я так понимаю, все они из твоего списка контактов? Кто они?

— По сути это лидеры тех самых креативных индустрий. Люди, которые уже состоялись, которые в городе на слуху, за которыми уже есть опыт и люди. И одним из ключевых факторов лично для меня было то, что мы давно все знакомы. У меня с каждым был какой-то опыт взаимодействия, и могу сказать, что все эти люди надежные, интересные, легкие, созидательные, те люди, с которыми мне было бы приятно работать.

Это ученый и инноватор Владимир Журавлев, продюсер мероприятий и руководитель модельного агентства Лиза Дощечкина, эксперты в музыке Дима Сараев и Владимир Синельников, маркетолог Антон Малышев, дизайнер интерьеров Виктор Матвеенко, веб-дизайнер Вадим Дюмин, редактор и эксперт в медиа Алина Верютина…

Да, спасибо за приглашение! Очень приятно.

— Мы взяли тех, кто является яркой личностью в индустрии, и тех, кто сам изъявил желание присоединиться к проекту. При этом здесь нет никакого отбора людей или назначения на должность, здесь есть выявление лидера, который идет по жизни куда надо, его не надо пинать или заставлять. Но в нашу тусовку любой может войти. Если человек скажет «Я хотел всегда» или «Хочу сделать вот это» — велком! Для этого проект и делается.

Кроме тех, кто станет резидентами и придет сюда развивать свои проекты, кому еще будет интересна эта площадка? Горожанам что даст «Поток»?

— Ну, во-первых, пространство. Оно должно быть сформировано как пространство полного жизненного цикла для человека — от отдыха и времяпрепровождения до работы, обучения, развлечения и так далее. Мы планируем проводить огромное количество различных мероприятий, которые могут быть интересны не только специалистам или людям, которые хотят в какой-то конкретной сфере развиваться. Людям не только в Курске, но и вообще в регионах, просто не хватает тусовки.

Второе — это новые знакомства. Всегда проще познакомиться с новыми людьми в какой-то тусовке, на мероприятии, чем когда ничего не происходит. Знакомства и коммуникации — одна из основополагающих потребностей любого человека, поэтому это интересно всем.

В-третьих, это образование. Например, недавно мы разговаривали с Денисом Дощечкиным о том, что курсы театрального мастерства могут быть интересны как психология, управление эмоциями, навыки поведения. Мы планируем, что образование должно охватывать все «весовые» и возрастные категории. Это могут быть и детские развивайки, и кружки, и мастер-классы для очень крутых спецов.

А в-четвертых, это общественное пространство в городе, которое должно стать красивым, модным, современным, которое должно просто приносить удовольствие горожанам.

Почему ты не уехал из Курска?

— На самом деле все очень банально, может, это будет звучать как-то слишком пафосно, но ладно. Я действительно всегда хотел сделать что-то здесь, в Курске. Потому что это интересная задача. Да, эта история может масштабироваться на всю страну, я верю, что так и произойдет. Но она отсюда пойдет, из Курска.

Да и незачем ехать. В современном мире, вообще, не важно, в какой точке ты находишься. Ты можешь стать человеком мира, а из Курска вести дела. Ехать туда, где тротуар лучше или красивее пострижены деревья? Можно туда просто съездить потусить. Можно съездить в хороший ресторан или ночной клуб в Москву, на мероприятие или на выставку в любой город. А жить мне больше здесь нравится. Здесь у нас тепло, леса, озера, реки, природа.

И моя идея не в том, чтобы удержать людей здесь физически. Мы не делаем проект про здания, мы делаем проект про людей. И если нам удастся создать сообщества, активировать этих людей, мы будем очень мощной силой, с которой будут считаться. И неважно при этом, где мы находимся территориально.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: