Сходили на премьеру и задумались о природе страха


Часто ли вы добавляете в «друзья» незнакомых людей? Что побуждает вас на это? Подсознательное желание быть популярным? Банальный рефлекс? Мысль: «Пусть будет»? Не возникало ли у вас при этом страха за свою жизнь? Да какой там страх! Что может сделать неизвестный, находящийся «по ту сторону»! Героиня фильма «Запрос в друзья» рассуждала примерно так же. Проблема заключалась в том, что в отношении её «друга» выражение «ПО ТУ СТОРОНУ» можно было трактовать сразу двумя способами...

СТРАХ И НЕНАВИСТЬ НЕ В ЛАС-ВЕГАСЕ

Чувство страха давно притупилось в людях. Нас пугают со всех сторон: газеты, телевидение, слухи. Человек так часто сталкивается с ужасным, что ему начинается казаться, будто катастрофы всегда случаются где-то далеко – с ним ничего подобного произойти не может. Главная героиня (в исполнении Алисии Дебнем-Кери), тоже привыкла жить в футляре под названием «иллюзия защищённости», а ведь страх – одна из составляющих инстинкта самосохранения. Если не брать во внимание фобии, состояние испуга чаще всего выступает в роли индикатора опасности. Парадокс заключается в том, что мы разучились бояться реального и даже не хотим возобновлять в себе это умение – вместо него мы культивируем страх перед вымышленным. В данном случае актуальна поговорка «На безрыбье и рак – рыба»: с точки зрения психологии, страх относится к базовым эмоциям, что говорит о необходимости подобного переживания. Да, нам необходимо пугаться.

Темы  «ЗАПРОС В ДРУЗЬЯ»: ФИЛОСОФИЯ УЖАСА

ХОТИМ ПУГАТЬСЯ, ПУГАТЬСЯ ХОТИМ…

Человечество на протяжении многих лет хочет быть напуганным. Сказки Братьев Гримм, истории-страшилки из пионерских лагерей – всё это уже давно стало неотъемлемой частью нашей жизни. Кинематограф, нацеленный в первую очередь на достижение успеха среди аудитории, тоже уловил потребность человека бояться. Первые фильмы ужасов появились в конце 1890-х годов. Самой ранней работой в данном направлении условно принято называть короткометражный фильм Жоржа Мельеса «Замок дьявола» (фр. «Le manoir du diable»), выпущенный в 1896 году. В данной картине впервые были использованы примитивные спецэффекты: стоп-кадр, мультиэкспозиция, ускоренная / замедленная съёмка. Несмотря на то, что события в фильме подаются иронически, многие считают его предтечей не только фильмов ужасов, но и жанра кино-фэнтези в целом.

«Замок дьявола» (1896 г.)

ЭВОЛЮЦИЯ СТРАХА

Путём нехитрых математических вычислений можно установить, что истории ужастиков к 2016-му году насчитывает 120 лет! Безусловно, за это время жанр успел не только развиться, но и обрасти клеше. Среднестатистический поклонник данного направления может выделить три основных способа запугивания:

  • НАГНЕТАНИЕ АТМОСФЕРЫ: чаще всего атмосфера нагнетается с помощью длинных кадров (кусков видеоряда, снятых одной камерой без резкой смены плана), абсолютной тишины или наоборот гнетущего музыкального сопровождения и т.д. Лучшим результатом использования данного метода можно считать достижение саспенса– художественного эффекта, впервые созданного в кино Альфредом Хичкоком (англ. suspense — неопределённость, беспокойство, тревога ожидания; от лат. suspendere — подвешивать).

Темы  «ЗАПРОС В ДРУЗЬЯ»: ФИЛОСОФИЯ УЖАСА

  • РЕЗКИЕ ПОЯВЛЕНИЯ: неожиданные появление в кадре чего-то ужасающего (или обычного в случае с «появлениями-обманками») чаще всего сочетаются с эффектом, упомянутым ранее – они обрывают его, становясь одновременно апогеем напряжённости, логическим завершением гнетущего ожидания и выплеском эмоций наружу – в такие моменты люди в кинозалах вздрагивают или вскрикивают. Данный приём в сущности своей не требует больших художественных затрат, а потому многими считается примитивным.

Темы  «ЗАПРОС В ДРУЗЬЯ»: ФИЛОСОФИЯ УЖАСА

  • ВИЗУАЛИЗАЦИЯ СТРАХА: зрителю даётся возможность увидеть то, к чему подводили первые два пункта; пугать может не только резкое появление в кадре какого-либо воплощения зла, но даже длительное пребывание такового на экране. Безусловно, этот приём оказывает большее влияние на особо впечатлительную часть аудитории – как известно, сильнее страшит неизвестность, нежели наоборот. Одной из главных претензий любителей старой школы ужаса к современным фильмам является именно злоупотребление данным приёмом: в эпоху господства компьютерной графики создавать визуальные воплощения страхов стало просто, а порой они вызывают, скорее, не чувство ужаса, а чувство отвращения (речь идёт об изображении всякого рода телесных отклонений и увечий, детализации сцен убийств и нанесения травм).

Темы  «ЗАПРОС В ДРУЗЬЯ»: ФИЛОСОФИЯ УЖАСА

Все эти приёмы на данный момент стали легко узнаваемы зрителем. Та же проблема касается периодически и сюжетных моделей. Классические фильмы ужасов основывались на наличии какого-либо колоритного отрицательного персонажа, монстра.

Классические монстрыфильмов-ужасов


Темы  «ЗАПРОС В ДРУЗЬЯ»: ФИЛОСОФИЯ УЖАСА

Эльза Ланчестер из «Невесты Франкенштейна» (1935)

 

Темы  «ЗАПРОС В ДРУЗЬЯ»: ФИЛОСОФИЯ УЖАСА

Клод Рейнс из «Человека-невидимки» (1933)

Темы  «ЗАПРОС В ДРУЗЬЯ»: ФИЛОСОФИЯ УЖАСА

Бела Лугоши из «Дракулы» (1931)

 

Темы  «ЗАПРОС В ДРУЗЬЯ»: ФИЛОСОФИЯ УЖАСА

Клод Рейнс из «Призрака Оперы» (1943)

 

 

Темы  «ЗАПРОС В ДРУЗЬЯ»: ФИЛОСОФИЯ УЖАСА

«Тварь» из фильма «Тварь из Чёрной Лагуны» (1954)

Темы  «ЗАПРОС В ДРУЗЬЯ»: ФИЛОСОФИЯ УЖАСА

Борис Карлофф из «Франкенштейна» (1931)

Темы  «ЗАПРОС В ДРУЗЬЯ»: ФИЛОСОФИЯ УЖАСА

Лон Чейни-младший из «Человека-волка» (1941)

Темы  «ЗАПРОС В ДРУЗЬЯ»: ФИЛОСОФИЯ УЖАСА

Борис Карлофф из «Мумии» (1932)


В 1960 году, с выходом триллера Альфреда Хичкока «Психо» (англ. «Psycho»), в жанре начал происходить первый серьёзный раскол. В 1974 году свет увидел фильм Боба Кларка «Чёрное Рождество» (англ. «Black Christmas»), который стал первым представителем нового поджанра – слэшер (англ. slash — удар с плеча, рубить).

Темы  «ЗАПРОС В ДРУЗЬЯ»: ФИЛОСОФИЯ УЖАСА

Темы  «ЗАПРОС В ДРУЗЬЯ»: ФИЛОСОФИЯ УЖАСА

СЛЭШЕРЫ – это «фильмы отсчёта тел» или «фильмы мёртвых подростков». Для них характерно наличие некоего убийцы-психопата, который безнаказанно убивает своих жертв (чаще из представителей молодёжи) одну за другой. Главный злодей может быть наделён фантастическими чертами («Кошмар на улице Вязов» /англ. «A Nightmare on Elm Street»), но его основный чертой часто бывает то, что он носит маску («Хэллоуин» /англ. «Halloween»).

Темы  «ЗАПРОС В ДРУЗЬЯ»: ФИЛОСОФИЯ УЖАСА

От «слэшеров» принято отделять фильмы из серии «заехали не туда». Картин с попаданием героев в логово маньяка так много, что на лицо явная типизация, достойная выделения в ещё один поджанр («Техасская резня бензопилой» / англ. «The Texas Chain Saw Massacre», «Пятница, 13-е» / англ. «Friday the 13th», «У холмов есть глаза» / англ. «The Hills Have Eyes», «Поворот не туда»/ англ. «Wrong Turn»). Стоит ли говорить, что даже эти поджанры многим сейчас кажутся приевшимися?

ИЗОБРЕСТИ ВЕЛОСИПЕД

Безусловно, все, кто решается снимать фильмы ужасов сегодня, упираются в одну и ту же проблему – зрителя стало очень сложно удивить. Чаще всего в картинах данного жанра находят воплощение два мира: реальный и нереальный (фантастический). Создатели фильма «Запрос в друзья» решили проявить новаторство в добавлении третьего – виртуального. Несмотря на стандартную сюжетную фабулу слэшера (все или почти все ключевые герои по очереди должны умирать), это добавляет фильму оригинальности.

Темы  «ЗАПРОС В ДРУЗЬЯ»: ФИЛОСОФИЯ УЖАСА

По сюжету главная героиня, легкомысленная красавица Лора, как и многие представители современной молодёжи, живёт не только в материальной, но и в виртуальной действительности. Порой даже кажется, что в виртуальной — больше: сотни «друзей» в социальных сетях, постоянный поток сообщений, фото и видео. Она популярна именно в той степени, в которой хочет быть популярна каждая молодая девушка наших дней. Почти каждая. Лора встречает свой антипод – нелюдимую «чудачку» Марину. На страничке Марины в социальной сети есть всё, что может отпугнуть «нормального» человека: зловещие чёрно-белые рисунки, не менее зловещие короткометражные мультфильмы, психоделические видеоролики.

Темы  «ЗАПРОС В ДРУЗЬЯ»: ФИЛОСОФИЯ УЖАСА

Внешний вид Марины соответствует её облику на просторах интернета: она одета в чёрное, её лицо выглядит измученным – нет презентабельного макияжа, без которого не может обойтись типичная модница. Ни в реальной, ни в виртуальной жизни у Марины нет друзей. Её первым «другом» и становится Лора. Как уже стало понятно, создатели фильма большое внимание уделяют остросоциальной проблематике. Одной из проблем 21-го века является как раз изменение смысла слова «друг». Лора и Марина понимают его по-разному: для первой оно является формальным обозначением человека из списка контактов, а для второй… Марина крайне болезненно переживает то, что Лора отказывается впускать ее в свою реальную жизнь, после чего… Марина совершает самоубийство. Однако её смерть – лишь начало. Девушка становится существом вне миров и начинает портить жизнь Лоре сразу во всех трёх действительностях: реальной, мистической и виртуальной.

Темы  «ЗАПРОС В ДРУЗЬЯ»: ФИЛОСОФИЯ УЖАСА

Сюжет, действительно, не совсем типичный, однако приёмы запугивания не несут в себе особой оригинальности – более того, даже эти избитые методы используются в данной картине не на 100%. Нагнетать атмосферу авторам удаётся не так уж хорошо, а многие резкие появления и вовсе можно предугадать. Визуально какие-то кадры способны нагнать жути, однако этого оказывается недостаточно для того, что заставить зрителя долго пребывать в напряжении –напротив, на премьерном показе некоторые моменты вызывали в зале усмешки и язвительные комментарии.

Темы  «ЗАПРОС В ДРУЗЬЯ»: ФИЛОСОФИЯ УЖАСА

Порой я ловил себя на мысли, что создатели картины (режиссёр – Симон Ферхоэвен, сценаристы – Мэттью Баллен, Филип Кох, Симон Ферхоэвен, оператор – Йо Хайм) даже и не собирались меня пугать. На ум сразу пришли зомбо-фильмы Джорджа Ромеро, особенно – «Рассвет мертвецов» («Dawn of the Dead», 1978). Ромеро тоже не ставил задачу запугать зрителя на первый план. В «Рассвете мертвецов» герои укрываются от зомби в торговом центе. Находясь в ограниченном пространстве, но с кажущимися безграничными ресурсами, они дают волю низменным инстинктам. Картина Ромеро принизана сатирой на общество потребления. Фильм «Запрос в друзья», на мой взгляд, тоже нельзя назвать «фильмом ужасов» в полной мере.

СТОИТ ЛИ СМОТРЕТЬ?

Как мы выяснили, жанровые задачи в этой киноленте не были достигнуты.«Запрос в друзья» стоит воспринимать не как фильм ужасов, а как эссе на социальную тематику или воплощение нестандартных сюжетных ходов («три мира»). Если вы всё же хотите удовлетворить потребность в испуге – эта картина, скорее всего, вам для этого не подойдёт. Если в вас есть интерес увидеть «слепок современной действительности, приправленный небольшой долей фантазии» – спешите за билетами. Никто не отменял и третий вариант: посмотрите кино, кем бы ни были, и сформируйте собственное впечатление. Быть может, у вас совсем иные запросы и «Запрос в друзья» попадает под эту категорию.

Темы  «ЗАПРОС В ДРУЗЬЯ»: ФИЛОСОФИЯ УЖАСА

Где посмотреть:

Темы  «ЗАПРОС В ДРУЗЬЯ»: ФИЛОСОФИЯ УЖАСА

Кинотеатр «Люксор»

ул. Студенческая, 1

 

Фото: Google Images

Поделиться