«Треш, но смешно»: рецензия на «Форсаж 8»

«Свиноматка», «хакерня», «надмозги», «потуги» и еще несколько необычных слов, которые потребовались автору рецензии, чтобы рассказать о блокбастере


Этот фильм успели поругать все. Штатный кинокритик «Морса» Борис Кутафин обычно громче остальных кричит, если хочет сорвать покровы. На этот раз, говорит, срывать было нечего.

 

Когда я после премьеры говорил знакомым, что в новом киношедевре считается возможным «прокачка» авто с помощью «открывашки» для газировки, меня сразу просили заткнуться. Я слышал: «Так-так-так, стоп. Я всё понял, можешь не продолжать…».

ЗАМЕТКИ СКУЧАЮЩЕГО КРИТИКА

Как же круто всё начиналось. 2001 год. На экраны вышел фильм «The Fast and the Furious» – «Быстрые и яростные». Само название говорило о том, что бушующий тестостерон начнёт просто закипать. Какой-то умник додумался скреативить и выдал российской аудитории очередную бессмыслицу («Форсаж» – очень содержательно), но сути изменить никто не смог, как бы не пытался. Те представители человечества, которым доводилось водить машину только в «Need for Speed: Underground», покупали руль для компьютера, зрители постарше украшали отечественные машины наклейками, а самые оголтелые почитатели крепили к ржавым днищам своих почти садовых тачек неоновые лампы. 2001 год.

Дальше была запущена голливудская свиноматка. Как обычно, этому животному было плевать на изменения в актёрском составе и съёмочной группе. Оно не прекращало производить на свет аляповатых детёнышей, получая похлёбку от дядюшки Сэма. Иноземные креативщики всё впихивали каламбуры в названия, а русские надмозги продолжали чихать на их усилия. Хотя, в каком-то смысле, они были правы: название пятой части, «Fast Five» – «Быстрая пятёрка», действительно больше подошло бы российскому триллеру.

2017. Выходит «The Fate Of The Furious» – «Судьба яростных». В России, по традиции, «Форсаж» с циферкой 8. Эдакий намёк – знак бесконечности. Гибель Пола Уокера создателям не помешала. Принципы беспринципности, заложенные ещё во второй и третьей частях, по-прежнему работают. «Нет актёра? Да ну и что, сценарий не на мраморе выбит!» Создатели могут попытаться оправдать себя: «Пол сыграл в 6 фильмах франшизы. Для Вина Дизеля (если не брать во внимание камео в «Тройном форсаже») только этот фильм стал 6-м. Сравняли счёт.» На самом деле, аргумент так себе. Это все прекрасно понимали, а потому решили перестраховаться: «А давайте и того, и того, и того вкинем… А ещё вот его, его… Мало, мало! Давай ещё одного! Вот, теперь, может, в совокупности всех нормально воспримут.» Несмотря на потуги, у фильма всё равно нет Пола.

По итогу, принцип «Неудержимых» (а звучит он: «Главное – больше звёзд, всё остальное не важно совсем») не сработал. С сюжетом может сравниться лишь сюжет моих любимых «оттенков», и актёрской игре не удалось убедить всех закрыть на это глаза. Выделяется на общем фоне Курт Рассел. Он всей своей игрой показывает: «Ребята, это пародия в духе «Очень страшного кино». Не думайте, что я серьёзно к этому отношусь!» Возможно, во время съёмок он просто был под чем-то крепким – мы вряд ли узнаем.

А вот кто серьёзно относится к происходящему, так это Вин Дизель. Перефразируя классика, скажу, что он пьёт вместо вин дизель. По крайней мере, есть такое ощущение. Да терминатор пацан, по сравнению с ним! Нужно погонять с кубинским клоном Айс Кьюба – почему бы не сделать это на старой развалюхе! Горит капот, и пламя мешает обзору – поеду задом и взорву машину к чертям, придав ей ускорение! Это не просто терминатор – это терминатор из романа Пелевина. Тот, что вполне естественно выглядит рядом с летательным аппаратом, у которого рычаг в виде фалоса. Чистый постмодернизм. Да у Вина даже костюм супергероя был! Полное обмундирование, маска, здоровая электропила. Ну как тут часть «супер» к герою не добавить!

От навязчивой крутости Дизеля могут лопнуть глаза. Это почти произошло в моём случае. Когда же появилась его пассия, которая была с ним чёрт знает в какой части, в период отсутствия другой пассии, считавшейся мёртвой, но восставшей из преисподней актёрского забвения… Здесь мой мозг решил заняться вязанием. Не свитеры хипстерские вязать решил, а завязать с попытками уважительного отношения к этой картине! Помните Санту-Барбару? Рискнули бы пересмотреть все сезоны, чтобы понять происходящее в новой серии? Ага, конечно. Два раза пересмотрю.

Когда мне приходилось писать рецензии на новинки из франшиз о Джейсоне Борне и Людях Крестиком (что-то потянуло меня на рукоделие), то я действительно пересматривал все предыдущие фильмы, пытался найти скрытые смыслы и связи. Сейчас это желание отпало напрочь. По сравнению с «Форсажем», те киносериалы – иконы из бисера. «Форсаж» – игра в бисер перед стаей свиней.

Настало время главной злодейки – хакерши, способной хакернуть любую хакерню. Играет её вполне состоявшаяся Шарлиз Терон, из которой почему-то сделали клона Анджелины Джоли (фильм «Угнать за 60 секунд»).

Ну и как здесь не соскучишься? Когда игра отвратительная, сюжета нет, а спецэффекты вызывают отторжение. Недавно довелось увидеть в интернете ролик о съёмках фильма «Остров проклятых», в котором основное действие происходило среди живописных пейзажей на куске земли посреди моря. Оказалось, что большая часть по-настоящему красивых сцен была отснята на фоне зелёных стен. При просмотре «Форсажа 8» мысль об этом никак не покидала моей головы. Кроме того, был ещё ролик о съёмках «Логана» (ну хочется и о хорошем кино поговорить). Там лицо Хью Джекмана в суровых автомобильных сценах накладывали на лицо каскадёра. С учётом всего перечисленного, можно ли предположить, что актёры последнего «Форсажа» практически не работали? Смелое заявление. Проверять я его, конечно, не буду.

Тем не менее, ощущение, что всех снимали в маленьких отдельных кабинках, всё же складывается. Возможно, именно из-за современных тенденций кинопроизводства актёры так никудышно играют. Возможно, создатели просто не смогли всё грамотно объединить. Если ощущение такое складывается, то фильм разваливается.  Разлагается, будто труп жанра «развлекательное кино».

Вобью последний гвоздь в крышку его гроба. Как из уличной шантрапы герои превратились в наёмников правительства? Почему сверхсекретные спецслужбы так беспомощно выглядят на их фоне? С какого перепуга вопросы мировой безопасности решают уголовники? Жеглов плачет: вор больше не должен сидеть в тюрьме…

ЭПИЛОГ

Действительно, скучно. Единственное, что снижает градус негодования по поводу абсурдности этого фильма – юмор. В картине его достаточно. Он не всегда высокосортный, но если бы его не было, стало бы скучно совсем. И смотреть, и говорить. Наиболее ёмкое определение для этой картины: «Трэш, но смешно». Серьёзно рассуждать о таком произведении невозможно. Оно и само, как мы поняли, иногда признаётся окружающим в своей несерьёзности. Правда, от этого не легче. Критик всё скучает, скучает… Плохо, когда докапываться даже не нужно – всё на виду. А так хочется.


Обложка: kinopoisk.ru

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: