Побывали на премьере фильма и узнали, как тяжела клоунская доля


Историю, основанную на реальных событиях, вполне можно рассматривать в отрыве от этих самых событий. Потому что создать смотрибельный фильм о первом клоунском дуэте чернокожего и белого — Футита и Шоколада, было бы чрезвычайно сложно. Даже если этот самый дуэт произвел революцию в цирковом и клоунском искусстве.

Они были очень популярны в конце 19-го века, но популярность их была построена на так или иначе повторяющемся сюжете: белый клоун издевается над чернокожим. Через несколько лет их выступления стали вызывать не смех, а сочувствие к Шоколаду. Дуэт распался и былой славы никто из клоунов так и не достиг.

На роль Шоколада режиссер Рошди Зема взял французского актера Омара Си, ставшего известным благодаря фильму «1+1». Напарником Омара стал Джеймс Терье, исполнивший роль Тома Футита.

Итак, в центре фильма не просто клоунский дуэт и то, чем он удивлял. В центре – человек. Негр, живший на стыке веков, в то время, когда отношение к чернокожим еще кардинально не поменялось, но все, что происходит вокруг, подталкивает людей к новому видению.

Действие начинается в захудалом провинциальном цирке во Франции, куда Футит, некогда успешный клоун, не может устроиться. Он изжил себя, его номера не смешные, они просто нелепые и за него откровенно стыдно. Все идет к тому, что с карьерой циркача ему вскоре придется завязать. Впрочем, в фильме так и не раскрывается, как этот мрачный, нелюдимый, сдержанный человек может так виртуозно смешить людей – все номера, исполняемые дуэтом, придумывал только он. Единственное, что мы узнаем, звучит от самого Футита: «Я так одинок. Иногда я просто рыдаю, но потом надеваю клоунский костюм и выхожу на арену». Но ради чего или ради кого он это делает, так и остается непонятным. Слава его мало трогает, волнуется он только из-за гонораров и получает деньги в двойном размере. Но опять же неизвестно, на кого тратит или для чего копит – все остается за кадром. Сознательно это скрывается или нет, можно только догадываться. Впрочем, он и не главный герой, так что, вопрос можно отложить.

В том же цирке, где отказывают Футиту, выступает «настоящий каннибал» — огромный негр с ожерельем из зубов. Он пугает деревенскую публику одним своим видом и рад даже такому малому эффекту. Все меняется, когда Футит бросает вызов «каннибалу»: «Напугать может любой дурак, а ты попробуй рассмеши».

Так все и начинается. Парочка – белый клоун и черный как смоль – производит фурор и очень скоро их приглашают в Париж. Все номера клоунского дуэта строятся примерно по одному сценарию: Футит изображает белого господина, а Шоколад его слугу. Сценки как правило заканчиваются тем, что Футит отвешивает партнер пинок или дает оплеуху.

Темы  РЕЦЕНЗИЯ: НАСКОЛЬКО ГОРЬКИМ ОКАЗАЛСЯ «ШОКОЛАД»

Действие развивается неспешно, в ритме неторопливой жизни конца 19-го века. В какие-то моменты даже хочется подтолкнуть режиссера под руку, чтобы он добавил экшна. Но отсутствие экшна компенсируется глубиной. Не такой, как у бессмертной «Хижина дяди Тома», но около того.

Купленный и вывезенный в Европу еще ребенком Шоколад только в Париже начинает чувствовать себя человеком. Он богат и знаменит. Хотя слава парня, которому каждый вечер белый отвешивает пинок под зад, выглядит, конечно, сомнительной, но для него и это кажется пределом мечтаний.

Шоколад с радостью окунается в мир славы и сопутствующих сомнительных удовольствий. Он напрочь забывает свою возлюбленную, оставленную в провинциальном цирке, предпочитая ей куда более легкомысленных девушек. Сорит деньгами направо и налево, проигрывает крупные суммы, но так как каждый вечер на арене белый по-прежнему исправно отвешивает ему пинок, деньги – это не проблема. Кажется, что единственная проблема – это отсутствие документов. Но когда его прямо из толпы поклонников выдергивают полицейские и везут в тюрьму, проблема становится началом осознания для Шоколада, что не в деньгах и славе счастье.

Темы  РЕЦЕНЗИЯ: НАСКОЛЬКО ГОРЬКИМ ОКАЗАЛСЯ «ШОКОЛАД»

О том, что фильм не будет легким и воздушным можно догадаться с первых сцен, когда перепуганные деревенские зрители шепчутся: «Смотри, настоящий негр!» Но то деревня, где негр – это невиданное чудище, а в городе негр – не более чем животное. Сцена в тюрьме, когда полицейские глумятся над Шоколадом, до мяса раздирая ему кожу на спине половой щеткой, выглядит просто омерзительной и ужасающе правдивой, а от этого пугающей.

Встроенные в канву сюжета вкрапления — воспоминания Шоколада о детстве, когда он видел, как его отец, работавший лакеем в доме белых, встает на колени и изображает собаку под смех господ,  вызывает то же чувство омерзения. И вскоре начинаешь понимать, что это же омерзение испытывает и Шоколад. Вот только к кому, еще неясно.

Шоколад начинает бунтовать. Пока он толком сам не знает, чего хочет добиться, но настаивает на том, чтобы на афише его изобразили с человеческим лицом, а не с мордой обезьяны. Деньги, азартные игры, девочки, восторженные зрители — все это начинает тяготить. Что толку в славе, если каждый вечер тысячи людей видят твое унижение?

И развеселый клоунский дуэт за кулисами превращается в мрачный союз двух совершенно разных людей, один из которых зациклен только на деньгах и работе, а второй в полной мере осознает свое незавидное положение и пытается заглушить чувства алкоголем и опием, вдобавок продолжая просаживать деньги в азартные игры.

Бывший сокамерник подтолкнул его к мысли о том, что нельзя быть посмешищем на весь мир. Перед Шоколадом появляется цель — театр! А конкретно — роль Отелло в бессмертной трагедии Шекспира. До этого ни разу эту роль не исполнял настоящий негр, только загримированные белые актеры. Вместе с желанием уйти в театр и доказать, что он не просто тупой негр, способный только на шутовство, всплывает наконец настоящее имя Шоколада — Рафаэль Падилья.

Темы  РЕЦЕНЗИЯ: НАСКОЛЬКО ГОРЬКИМ ОКАЗАЛСЯ «ШОКОЛАД»

До самой премьеры спектакля в воздухе витает вопрос — не слишком ли высока планка? Сомнения одолевают Рафаэля, режиссера театра, других актеров и, пожалуй, всех зрителей. Ведь предстоит не просто премьера, а очередная революция в мире искусства.

Пожалуй, здесь я оставлю небольшой задел для интриги, рассказав только, что концовка фильма нетривиальная, хотя бы потому, что в ней показан последний день из жизни Шоколада.

И эта сцена становится последней каплей, которая делает фильм «Шоколад» на 100 процентов горьким. Впрочем, сладкого там быть и не должно. Фильм резко отличается от толерантных картин, появляющихся в последнее время. В нем полно всего — и расизма в первую очередь. Только жутковато вовсе не от этого, а от того, что в то время это было в порядке вещей. Пожалуй, это история о том, как один чернокожий парень пытался сломать этот порядок. Вот только получилось у него или нет...


 

Анна Москалева

Автор. Знает толк в спорте, детях и книгах. Любит вкладывать душу в каждый материал и испытывает легкий тремор, когда приходится работать над незнакомой темой в сжатые сроки. Однако неиссякаемый оптимизм и самоирония помогают ей лучше «Википедии».
Воспитание сына, матчи «Авангарда» и каждодневные экскурсии в книжный магазин составляютпримерный распорядок дня.

Поделиться