Люди Х: что Хорошо, а что Хуже некуда?

«То лапы ломит, то хвост отваливается, а на днях линять начал…». Что происходит с когтями Росомахи, лысиной Ксавьера и шерстью Зверя в восьми фильмах франшизы?


НАЧАЛО. ИЗДАЛЕКА

Экранизация комиксов – дело тонкое. Универсальной формулы нет. В 2005 году компания Marvel решила создать целую кино-вселенную. Комикс-вселенная Marvel существует: супергерои из разных серий в ней взаимодействуют друг с другом, что делает сюжетные ходы бесконечными. Безусловно, перенос такого подхода на кинопроизводство открывает для монстров синематографа новые горизонты. Начать строить кино-вселенную в Marvel решили с команды Мстителей (это неудивительно, ведь в её состав входит сразу несколько культовых персонажей).

07062016xmen 11

К вопросу подошли серьёзно. Сначала сняли фильмы об отдельных героях: «Железный человек» (2008), «Железный человек 2» (2010), «Тор» (2011), «Первый мститель» (2011). Ради связности выпустили ремейк фильма «Халк» (2003) – «Невероятный Халк» (2008) с Эдвардом Нортоном в главной роли. В фильме «Мстители» (2012) Нортон в итоге играть отказался, а сам герой стал больше походить на киновоплощение 2003 года. Для съемок ремейка и дальнейшего использования Халка во вселенной Marvel пришлось выкупать права на своего же персонажа! Да, когда-то компания Marvel направо и налево распродавала права на экранизации своих комиксов. Отсюда растут ноги трех киновоплощений Человека-паука. До 2015 года права на использование Паука в кинематографе принадлежали компании Sony Pictures, которая выпустила сначала одну трилогию, а потом взялась за перезапуск, но бросила его уже на втором фильме. Фильм  окупил в прокате бюджет, но принёс меньше прибыли, чем планировалось. Этим же было обусловлено и частичное возвращение прав на экранизацию Человека-паука компании Marvel, которая уже в 2016 году задействовала его в очередном фильме своей объединённой кино-вселенной («Первый мститель: Противостояние»). Ну а что же Люди Икс?

НАЧАЛО ЭРЫ «X»

Права на экранизацию Людей Икс компания Marvel тоже когда-то продала. Купили их в 1994 году 20th Century Fox и продюсер Лорен Шулер Доннер. Тогда производство фильмов по комиксам не было поставлено на поток, а потому фильм «Люди Икс», вышедший в 2000 году, отличался уникальной атмосферой.

07062016xmen 2

Картина была далека от присущей комиксам пёстроты. В пользу этого сыграло и то, что режиссер Брайан Сингер вообще не являлся фанатом комиксов! Картину зрители приняли хорошо, и уже через 3 года вышел сиквел. Он был откровенно скучным, хоть и имел кассовый успех. Примечателен фильм тем, что в нём частично раскрывается тайна прошлого одного из главных героев – Росомахи.

Сделаем паузу, чтобы изучить инфографику

07062016xmen inf

Третья часть франшизы вышла в 2006 году и имела подзаголовок «The Last Stand». Отечественные прокатчики перевели его как «Последняя битва» (более корректно звучит «Последний рубеж обороны»), и многие российские зрители подумали, что картина ставит точку во всей франшизе. Сам фильм сильно отличался от предыдущих – мрачная атмосфера рассеялась, местами пробивались комиксы. Кресло режиссёра на этот раз занял Бретт Рэтнер, а не Брайан Сингер – последний предпочёл отдаться работе над фильмом «Возвращение Супермена» (и этот человек когда-то не любил комиксы?). Многие фанаты посчитали фильм неудачным.

07062016xmen 3

В чём-то наши прокатчики оказались правы: в 20th Century Fox решили после «Последней битвы» историю не продолжать. Возникла идея выпустить приквел. В 2009 году на экраны вышел фильм «Люди Икс: Начало. Росомаха». Жизнь Росомахи в нём раскрывается несколько под другим углом: события происходят задолго до попадания героя в команду X. Первым делом все обратили внимание на персонажа по прозвищу Саблезуб – он фигурировал в первом фильме «Люди Икс», но его внешность и характер тогда были другими (не спасает от парадокса даже скидка на то, что действия в этих двух картинах происходят через большой промежуток времени).

07062016xmen 5

Тайлер Мэйн в образе Саблезубого
07062016xmen 6

Лев Шрайбер в образе Саблезубого

Ещё одна нестыковка: Саблезуб оказывается братом Росомахи, хотя в фильме 2000-го года ничего не намекало на их давнее знакомство (Росомаха терял память, но Саблезуб – нет). Если различия во внешнем виде ещё можно было списать на художественную условность (режиссёрское кресло  снова занял другой человек – Гэвин Худ), то последний факт пропустить не удаётся. Вызывает сомнения и происхождение когтей Росомахи: в первом фильме нам показывают рентгеновские снимки, на которых видно, что когти герою вживлены, а в этой ленте когти у героя с рождения (справедливости ради стоит отметить, что в комиксах тоже есть разные трактовки появления когтей). Были и не столь очевидные нестыковки – их заметить могли настоящие фанаты.

В первых двух фильмах франшизы Росомаха щеголял в кожаной желто-коричневой куртке, которая отсылает к его первому супергеройскому костюму из комиксов. Подтверждением тому, что это «пасхалка» для фанатов, служит факт смены куртки в третьей части франшизы – новая выполнена в синих тонах. В фильме «Люди Икс: Начало. Росомаха» делается яркий акцент на появление куртки, хотя в финале герой «уходит в закат» без неё. Как она потом появляется в первых двух частях? Ладно, с точки зрения сюжета данная деталь не так категорична.

Кроме Росомахи варианта «до команды X» в фильме мы видим и Циклопа. Он предстаёт перед нами как ученик обычной школы, в котором уже открылся уникальный дар. Только в конце фильма Чарльз Ксавьев в исполнении Патрика Стюарта (он здесь лыс, но ещё молод и ходит)  забирает его и других мутантов к себе. Это обстоятельство стоит запомнить, так как дальше оно окажется для нас полезным.

Напомним, что картина увидела свет в 2009 году. Полномасштабная подготовка почвы для фильма «Мстители» началась годом ранее с выхода ленты о Железном человеке. Не хотела ли компания 20th Century Fox воспроизвести на Людях Икс модель Мстителей в обратном порядке? Если в случае с Мстителями сначала выходили ленты об отдельных героях, почему бы не составить конкуренцию, выпустив таковые об участниках команды X после фильмов про всю команду? В пользу этой теории говорит то, что фильм всё же назывался не «Росомаха», а «Люди Икс: Начало. Росомаха» (в оригинале «X-Men Origins: Wolverine», где «Origins», скорее, «происхождение»). Возможно, планировались отдельные картины и о других персонажах.
В 2009 году был выпущен ещё один приквел – «Люди Икс: Первый класс» (сразу обращаем внимание на то, что никакого «начала» или «происхождения» в названии нет). Речь в нём шла  обо всем раннем составе команды X. Режиссёром картины стал Мэттью Вон, который… решил привнести в неё своё видение. Вон не скрывал того, что сильно опираться на оригинальную трилогию не собирается и в одном из интервью откровенно заявил: расхождения с предыдущими частями будут. Приведём неполный список:

  • По сюжету, Чарльз Ксавьер теряет возможность ходить в 1962 году, имея «прекрасную шевелюру», хотя во флешбэке, начинающем фильм «Люди Икс: Последняя битва» 2006-го года, он ходит за двадцать лет до основных событий, то есть, приблизительно, в 1980-х годах (возможно даже позже – время центрального действия в картине определено как «недалёкое будущее») и сверкает характерной лысиной. В фильме «Люди Икс: Начало. Росомаха» (действия происходят в 1979 году) он так же перемещается на своих двоих, и, как мы уже заметили, так же лыс.
  • Герой Зверь покрывается характерной синей шерстью всё в том же 1962 году, хотя в фильме «Люди Икс 2», события которого происходят намного позже, фигурирует в человеческом обличии, приобретая отличительные особенности мутанта лишь к фильму «Люди Икс: Последняя битва».
  • Церебро (аппарат для поиска мутантов) изобрёл Зверь, хотя согласно оригинальной трилогии, его построили Ксавьер и Магнито.
  • Ксавьер и Магнито знакомятся взрослыми (Ксавьер к этому моменту успевает защитить диссертацию), а в оригинальной трилогии говорится, что познакомились они в 17 лет.
  •  Мистик росла вместе с Чарльзом, но в оригинальной трилогии нет и намёка на их раннее знакомство.
  • В картине появляется герой Хавок, младший брат Циклопа – такого не могло быть в 1962 году, согласно картине «Люди Икс: Начало. Росомаха», в 1979 даже Циклоп был подростком.

Эти противоречия можно было бы легко разрешить, присвоив фильму «Люди Икс: Первый класс» статус ремейка, однако создатели делают упор на то, что это приквел – об этом говорит как эпизодическое появление Хью Джекмана в роли Росомахи, так и каноничный облик Мистик из оригинальной трилогии (в комиксах кожа героини гладкая, а покрывающие тело узоры – идея сугубо киношная).

Статус приквела за картиной закрепил выход её продолжения («Люди Икс: Дни минувшего будущего»), окончательно связавшего её с фильмами старого канона. Слово «окончательно» в данном случае носит чисто условный характер. Пост режиссёра занял старый добрый Брайан Сингер, который снимал «Люди Икс» и «Люди Икс 2». Сингеру даже удалось частично разрешить первые два противоречия из приведённого выше списка: оказалось, что Зверь изобрёл препарат, который подавляет внешние проявления его мутации, а также позволяет Ксавьеру ходить.

07062016xmen 7

Два воплощения Чарльза Ксавьера: Джеймс Макэвой (слева) и Патрик Стюарт (справа)

Разрешаются противоречия именно частично, так как Ксавьера чудотворное снадобье лишает способности к телепатии, а в фильме «Люди Икс: Начало. Росомаха» он и ходить может, и в чужие мысли проникать. Но это всё ерунда. Сингер породил новые противоречия! Виной тому то, что действие происходит одновременно в прошлом и в будущем, и в картине присутствуют персонажи фильмов обоих канонов. Усугубил положение ещё и фильм «Росомаха: Бессмертный» (снова новый режиссёр – Джеймс Мэнголд), который вышел всего годом ранее (работа над двумя лентами велась параллельно, а это не могло не породить конфузов) и являлся прямым продолжением фильма «Люди Икс: Последняя битва», а значит, относился к старому канону!
Противоречия фильма «Люди Икс: Дни минувшего будущего»:

  • В сценах будущего мы видим живого Ксавьера, хотя в фильме «Люди Икс: Последняя битва» его тело было расщеплено на мельчайшие крупицы! После титров был намёк на то, что разум профессора переместился в другое тело, но ведь внешность не могла сохраниться! Появляется Ксавьер в привычном обличии и в картине «Росомаха: Бессмертный», однако внятного объяснение этому там тоже не находится.
  • В ленте «Росомаха: Бессмертный» герой теряет металлические когти и снова отращивает костяные – в «Днях минувшего будущего» когти чудесным образом вновь оказываются металлическими.
  • Персонаж Боливар Траск в фильме «Люди Икс: Последняя битва» является крупным афро-американцем, а в фильме «Люди Икс: Дни минувшего будущего» светлокожим карликом! (Ну, это уже вообще, простите…).

Как мы видим, Сингер игнорирует в основном те фильмы франшизы, к которым он не имел отношения! На картину Вона он не мог наплевать только потому, что перед ним стояла задача снять прямое продолжение! Он цепляется за свои старые фильмы, ища  чудесный способ связать их с новыми и… В итоге, по сюжету картины «Люди Икс: Дни минувшего будущего», вмешательство в прошлое перечёркивает события фильмов «Люди Икс», «Люди Икс 2», «Люди Икс: Последняя битва», «Люди Икс: Начало. Росомаха» и «Росомаха: Бессмертный»! Возможно, «перечёркивает» не самое удачное слово. Просто прошлое видоизменяется, создавая новую временную линию, на которую не укладывается большинство событий 5 вышеперечисленных кинолент. Скорее всего, Сингер устал от неувязок и решил поступить так радикально, чтобы избежать их в последующих картинах. Ну да…

НАЧАЛО АПОКАЛИПСИСА

Действия картины «Люди Икс: Апокалипсис» происходят уже в новой, изменённой реальности. Можно углядеть в названии символизм, поскольку апокалипсис иногда воспринимается как новое начало. Сингер ошибся. Он не учёл того, что создание альтернативного таймлайна спасает лишь от появления новых нестыковок – старые, имевшие место до раскола временной канвы, никуда ведь не делись. Ошибся он и в том, что не «наломает новых дров»…

Обиднее всего то, что противоречия касаются событий, которые произошли либо до вмешательства в прошлое и новой сюжетной линии, либо уже после этого, а соответственно – в той образовавшейся реальности, из которой и должен вытекать последний фильм. Зрителя дотошного на протяжении просмотра фильма «Люди Икс: Апокалипсис» может тяготить ощущение несвязности картины с предыдущими.

Даже если получится забыть о сюжетных провалах, не дадут покоя различия в атмосфере и манере повествования. В картине нет мрачности, как в лентах Сингера (сравниваем сейчас только работы самого Сингера, так как мы уже поняли, что картины других режиссёров он игнорирует принципиально). Политической или остросоциальной подоплёки тоже след простыл. Нелёгкая доля мутантов раскрывается в контексте личных трагедий конкретных персонажей. Хотя это даже хорошо – всё меньше героев представляется нам плоскими картонными фигурами, а сам фильм становится именно историей команды. Хотя раньше ключевую роль играл один, «тот самый» персонаж. Порой даже странно было видеть название «Люди Икс» вместо «Росомаха».

У человека, не смотревшего предыдущие 6 частей или умеющего абстрагироваться, больше шансов оценить картину положительно. В фильме реализованы многие комиксовые «фишки», картина по атмосфере может напомнить культовый мультсериал 90-х годов, которому Люди Икс обязаны первой волной популярности в России. Тёплые ностальгические чувства, безусловно, способны заставить закрыть глаза на огрехи, а какие-то из них и вовсе могут превратиться из минусов в плюсы. Например, приятно видеть подобие хрестоматийного костюма Мистик, в котором она всего на несколько секунд показывается в тренировочной комнате команды X, а ведь без очередного противоречия мы бы увидеть этого не смогли (противоречие – раннее знакомство Мистик и Ксавьера, которого не предусматривал оригинальный канон). Впечатляет внешний вид обвешенного приборами Росомахи, который пережил эксперимент, превративший его в «оружие» – копируются культовые кадры комикса. Даже забываешь про то, что в предыдущем фильме Росомаху перехватывает Мистик в обличье Уильяма Страйкера – такое развитие событий должно было спасти Росомаху от чудовищных опытов, но в последней картине эта сцена попросту забывается и всё происходит так, будто бы её вовсе не было.

И все же сюжетные нестыковки компенсируются приятными отсылками к комиксам, поэтому можно сказать, что картина хороша. Кино-вселенная Людей Икс – это господство условности над точностью, которое обусловлено чехардой режиссёров, ставивших собственные амбиции превыше целостности франшизы. Сингер сделал для успеха последней ленты ровно столько, сколько можно было сделать при таком раскладе вещей! Сцены с персонажем Ртуть, например, выигрывают у сцен с тем же персонажем в объединённой вселенной Marvel. И в целом фанаты комиксов ближе к сердцу приняли, фильм о команде X, а не очередной фильм о Мстителях. Этот факт для 20th Century Fox —  большое достижение. Компания закрепила за собой позицию производителей конкурентоспособных фильмов по комиксам и теперь имеет право отказываться от очередных предложений по поводу появления Росомахи в фильмах о Мстителях, создавая свой, уникальный продукт и даже претендуя на монополию в сфере кино-воплощения Люди Икс. 20th Century Fox не пойдёт на уступки, как это сделала Sony Pictures с Человеком-пауком. К примеру, персонаж Дедпул, фильм о котором наделал крайне много шума, так же является частью вселенной Людей Икс, и «Двадцатый Век» в контракте с режиссёром Тимом Миллером обозначил важное условие – в продолжениях Дедпула (а таких планируется, как минимум, два) помимо главного героя обязательно должен фигурировать хотя бы один участник команды X. Если 20th Century Fox и дальше пойдёт путём создания своей кино-вселенной (будем надеяться, казусы-противоречия-нестыковки станут пережитком прошлого), то дельцы из Marvel могут начать совсем уж яро кусать локти из-за недальновидного решения продать права на экранизацию комиксов об одной из самых популярных команд супергероев.


 

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: