Босоногий парень капоэйру танцевал

«Морс» потанцевал на батизаде под беримбау, получил свое апелиду, применил маландражень, послушал ладаинью и шулу, а также… составил словарь, чтобы вы смогли перевести это предложение


СЛОВАРЬ ДЛЯ ТЕХ, КТО ХОЧЕТ ПОНЯТЬ СТАТЬЮ:

РОДА – это круг, где играют капоэйру.

БАТИЗАДУ (порт. Batizado — посвящение, крещение) — это церемониальная рода, в которой новые ученики официально признаются капоэйристами, а более опытные могут повысить свой ранг. Батизаду — это момент, когда новый ученик получает или закрепляет свое апелиду.

АПЕЛИДУ (порт. Apelido — прозвище, кличка) — прозвища, которые придумывали капоэйристы, чтобы избежать проблем с законом в то время, когда капоэйра была под запретом. Апелиду может отражать физическую особенность человека, привычку, место рождения, отдельное умение, сходство с животным и т.д.

ШАМАДА (порт. Chamada) — означает «вызов» и может происходить в любое время в течение роды, в которой играет ритм анголы.

ВОЛТА АУ МУНДУ (порт. Volta ao mundo) — означает «вокруг мира». Волта ау мунду случается, когда обмен движениями достиг своего завершения, или после того, как была утрачена гармония игры. В любой из этих ситуаций один из игроков начинает ходить по кругу против часовой стрелки, а другой присоединяется к волта ау мунду с противоположной части роды. После они возвращаются к обычной игре.

МАЛАНДРАЖЕНЬ(порт. «malandragem»)  — человек, обладающий хитростью или malicia (злым умыслом). В капоэйре malandragem — это способность быстро распознать агрессивные намерения оппонента и в течении борьбы или игры обмануть его,  ввести в заблуждение.

БЕРИМБАУ (порт. Berimbau) — инструмент, напоминающий лук с резонатором.

ЛАДАИНЬЯ – это сольная песня в форме рассказа, часто исполняется мастером в начале роды
(или самым уважаемым капоэйристом из присутствующих).

ШУЛА – это песня, в которой партия солиста гораздо длиннее, чем ответ хора, обычно на 8
строк солиста хор отвечает одной строкой, но пропорция может варьироваться.

КОРРИДУ – это песня, в которой сольная часть и ответ хора одинаковы, обычно 2 строки
солиста и 2 строки хора в ответ.

КВАДРА – это песня, в которой одна и та же строка повторяется 4 раза.

ТРОКА ДЖИ КОРДАО — церемония смены поясов.

КАПОЭЙРА   —  это  бразильское  боевое  искусство,  которое  сочетает  в  себе  элементы  танца,  музыки, акробатики  и  театрального  представления. Оно было создано  в  Бразилии в начале 16 века потомками африканских рабов под влиянием бразильской национальной культуры.


 

сергейСЕРГЕЙ ПЕТРОВ (Якубанец) instr. Coringa

Родился в Санкт-Петербурге в 1985 году. Любит путешествовать и читать. Знает английский, португальский, испанский и немецкий языки. 13 лет занимается капоэйрой, 8 из них преподает. Успел позаниматься почти во всех петербургских группах, посетить множество семинаров с бразильскими мастерами в России и за ее пределами. Теперь сам ездит по России с мастер-классами. На очередном — в Курске — побывали журналисты «Морса»


ТОЛЬКО СИЛЬНЕЙШИЕ

Он учился еще в школе, когда впервые увидел фильм «Только сильнейшие»  с Марком Дакаскасом. По сюжету главный герой Луис Стивенс возвращается домой в США из армии в Бразилии, где изучал капоэйру. На территории школьного двора он заступается за одного из учеников, которого старший брат заставлял  продавать наркотики. Завязывается драка, и в ней Луис демонстрирует свои навыки боевого искусства. После этого случая его приглашают  преподавать капоэйру в школе. На протяжении всей ленты главный герой спасает детей из трудных семей, старается направить их к чему-то хорошему и использует для этого капоэйру.

Образ Луиса Стивенса, по словам Сергея, вдохновил не только его, но и многих парней во всем мире. В то время в Санкт-Петербурге был один человек, который сам только начинал заниматься этим боевым искусством и набирал группу энтузиастов. Одним из её участников и стал Сергей.

DSC_0767

ПРОСТО ДЖОКЕР

В Латинской Америке обычно очень длинные имена, поэтому  там часто с детства сокращают имя либо вовсе придумывают прозвище. Для бразильцев это естественная практика и часть истории страны. Рабам белые хозяева тоже давали клички. В кругах капоэйристов Сергей больше известен как Coringa. В переводе с португальского языка — Джокер. Это прозвище за живую мимику на занятии ему дал один из мастеров капоэйры Mestre Cueca.

По мнению Сергея, самая большая и сильная школа капоэйры после Бразилии находится в Израиле. После месяца, проведенного  там, он решил и сам преподавать это искусство. Сейчас в группе у Coringa даже несколько бразильцев, которые начали заниматься капоэйрой, приехав в Россию. За новой информацией обращается к книгам и переводит с португальского.

«В капоэйре многие вещи имеют смысл. Только зная, где она появилась и в каких условиях развивалась, можно понять, почему в ней  всё происходит  так или иначе. В ней есть исторический контекст, а в некоторых местах и религиозный»

DSC_0745

DSC_0626

DSC_0595

DSC_0628

[heading title=’5 ФАКТОВ’ sub_title=’О КАПОЭЙРЕ’]

[dropcap bold=’1|0′ background=’1|0′ colored=’1|0′]1. Считается, что  история  капоэйры  начинается  с  установления  рабства  в  Анголе. Рабы, жившие  в  нечеловеческих   условиях, работали  на износ и несли наказания за малейшие неповиновения. В такой обстановке начала развиваться капоэйра.[/dropcap] [dropcap bold=’1|0′ background=’1|0′ colored=’1|0′]2. Слово «капоэйра» происходит  от  слов  «каа» («джунгли»)  и  «пуэр»  («было»)  на  языке  Тупи,  что  означает  места  низкой  растительности  внутренних районов Бразилии, где, согласно легенде, рабы прятались и практиковали искусство. [/dropcap] [dropcap bold=’1|0′ background=’1|0′ colored=’1|0′]3. В 1890 году, недавно провозглашенная Бразильская республика установила запрет на капоэйру по всей стране. [/dropcap] [dropcap bold=’1|0′ background=’1|0′ colored=’1|0′]4. Капоэйра была запрещена вплоть до 1934 года, когда она уже утратила свой криминальный подтекст, и больше не подпадала под действие бразильского закона. [/dropcap] [dropcap bold=’1|0′ background=’1|0′ colored=’1|0′]5. Недавно капоэйра была внесена в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО. [/dropcap]

DSC_0827

DSC_0634

Та капоэйра, которую сейчас преподает Сергей, включает в себя смесь капоэйры Ангола (отличается своим стремлением к сохранению традиций) и Режионал (её особенность в том, что она понятна любому, избавлена от многих религиозных ритуалов и в ней больше борцовских техник).

«Я стараюсь давать самый широкий спектр образования. Капоэйра Ангола для того, чтобы ученики понимали контекст капойэры, и Капоэйра Режионал как наиболее физически развивающая рефлексы, силу, скорость, координацию, дающая именно этот спортивный аспект капоэйры, воодушевляющий, акробатический – то, что привлекает людей, которые видят капоэйру в первый раз.  Многие приходят  заниматься этим искусством, чтобы научиться делать сальто. Они думают, что они смогут делать только акробатику, но они находят гораздо больше».

Современная капоэйра редко используется в боевых целях. Каждый мастер формирует свою программу. Встречи капоэйристов, в большинстве случаев, начинаются с разминки. После чего начинается сама тренировка. На занятиях в помещении вы не встретите человека в обуви — все босиком.

Учениками Сергея на 3 дня стали парни и девушки из Курска, Белгорода и Кирова. Каждый день нёс свою задачу: 1 день — работа с рефлексами, 2 день — акробатика, 3 день — контроль тела на полу. Занятия заканчивались родой. Эта традиция пришла от древних племен, она имеет мистическое значение: сохраняет энергию внутри роды.

DSC_0803


 виталий

ВИКТОР НОВОСЕЛОВ, minitor Pimentão

Родился на Украине, жил на Дальнем Востоке. Заинтересовался капоэйрой после компьютерной игры в жанре файтинг, где один из бойцов был капоэйристом. На протяжении нескольких лет был учеником instr. Coringa. Чтобы лучше овладеть мастерством, занимался акробатикой.

Это когда-то Виктору были непонятны эта странная музыка, песни и движения похожие на танцы  и на борьбу одновременно, а теперь капоэйра так переплелась с его жизнью, что если он не постоит на руках несколько раз в неделю и не сыграет в кругу, время прошло зря. Он достиг уровня minitor (помощника мастера) и носит желто-синий пояс. Прозвище «Pimentão» — в переводе с португальского означает «перец». Ему её дал капоэйрист из Бразилии Tico.

3 года назад Виктор приехал в Курск и стал набирать свою группу для занятий капоэйрой. Сегодня каждый инструктор проходит обязательный курс. Он должен знать основы психологии, физиологии, понимать, как устроено тело, чтобы не навредить человеку.

DSC_0809

СИСТЕМА ПОЯСОВ 

Синий пояс — аналог черного в восточных единоборствах, путь к нему занимает минимум 10 лет тренировок. Существует несколько поясных систем — так как нет единой, принятой всеми мастерами и группами. Существуют группы вообще не пользующиеся поясами — это чаще всего представители капоэйры Ангола.

DSC_0600

СИСТЕМА ПОЯСОВ РОССИЙСКОГО ЦЕНТРА КАПОЭЙРЫ CORDAO DE OURO

Церемония вручения первого пояса называется батизадоЦеремония смены поясов называется трока джи кордаоМастер или инструктор решают, кто получает первый и последующие пояса.
Пояс меняется не чаще раза в год. Система цветных поясов определяет время занятий и уровень занимающегося. Она разделена на 2 группы и 4 этапа. Каждая группа соответствует возрастной группе учеников.

Этап 1:

Дети до 14 лет. Пояса светлых цветов.

Этап 2:

Градация поясов после 14 лет. Пояса темных цветов.

Этап 3 :

Выпускники.

Этап 4:

Мастерские степени.

XvodrLrIiEw

DSC_0607

DSC_0896

Батизаду 

Ученики выходят в роду с капоэйристом с более высоким поясом (учителем или
мастером) и получают урок, обычно игра заканчивается подсечкой ученика. После батизаду
ученику присваивается новый уровень. Кроме того, во время батизаду новый ученик получает или закрепляет свое апелиду. Когда полиция ловила капоэйриста, он не мог назвать имен или опознать своих приятелей даже под пытками.  И хотя в наши дни в апелиду больше нет необходимости, эта традиция сильна не только в капоэйре, но и во многих других аспектах бразильской культуры.

Шамада

Вызов может происходить в любое время в течение роды. Это случается, когда один игрок, обычно более опытный, вызывает своего оппонента на ритуал, подобный танцу. Тогда оппонент приближается к вызывающему, встречается с ним, чтобы пройти бок о бок и затем возобновить игру. Шамада может показаться перерывом в игре или танцем, но вообще это одновременно и ловушка, и проверка, так как вызывающий наблюдает: не ослабит ли оппонент свою защиту, чтобы можно было применить к нему подсечку или удар. Шамада может быть очень простой, состоящей только из основных элементов, или же этот ритуал может быть тщательно продуманным состязанием хитрости с элементами драмы.

Волта ау мунду 

Волта ау мунду случается, когда обмен движениями достиг своего завершения, или после того, как была утрачена гармония игры. В любой из этих ситуаций один из игроков начинает ходить по кругу против часовой стрелки, а другой присоединяется к волта ау мунду с противоположной части роды. После они возвращаются к обычной игре.

DSC_0772

Музыка и песни являются неотделимой частью капоэйры, поэтому все поют на португальском языке под аккомпанемент. Двое входят в игру около места расположения человека с Гунгой, называемого Беримбау, иногда используя акробатические элементы. Начинается игра — передвижения, удары, прыжки чередуются в попытках достать соперника или вынудить его упасть. Характер игры в роде может быть быстрым или медленным в зависимости от ритма, который играет беримбау, и песен.

В капоэйре 4 основных типа песен. Они могут рассказывать о чем угодно: об историческом событии, обычных фактах повседневной жизни, об известном капоэйристе. Они могут  содержать скрытые сообщения для игроков: во время пения солист может менять слова песни, рассказывая о том, что происходит внутри или вне роды.

Сергей:

«Поединок в капоэйре мы называем игрой мы стараемся избегать излишнего контакта. Мы чаще используем подсечки или какие-то выводящие из равновесия движения, но не травмирующие. Капоэйра не агрессивна, наоборот она позволяет развлекать людей и вывести ту агрессию и стресс, с которыми люди приходят с работы»

DSC_0755

Где читать про капоэйру?

 capoeira.su

vk.com/capoeira_cdo_kursk

скобликова

ФОТО
СВЕТЛАНА СКОБЛИКОВА

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: