Что объединяет Стива Джобса, Александра Пушкина и 23-летнюю художницу из Киева Екатерину Рахманову?


События  Черточка к черточке: мастер-класс по каллиграфии

ЕКАТЕРИНА РАХМАНОВА

Преподаватель каллиграфии в KievArtCollege


Выходных у нее нет. В родном Киеве Екатерина Рахманова преподает долгосрочные курсы, на которых учит писать пером сложные вещи. В свободное время ездит по стране с трехчасовыми занятиями для начинающих. «Морс» побывал на мастер-классе в Lustra project.

События  Черточка к черточке: мастер-класс по каллиграфии

Учиться каллиграфии в Московском художественно-промышленном институте Кате было скучно, поэтому на эти пары она не ходила. Отношение к письму пером изменилось, когда она встретила своего будущего супруга-каллиграфа. Сначала звук пишущего пера раздражал так, что мужу приходилось уходить заниматься в другую комнату. Сегодня вместе с супругом они придумали собственный шрифт латиницы, а занятие каллиграфией переросло в семейное дело. Екатерина и Евгений преподают курсы по письму пером в KievArtCollege, занимаются гравюрой, создают логотипы и выполняют частные заказы.  В Киеве умение писать пером сейчас на пике популярности. Есть только небольшие проблемы с получением материалов. Сейчас перья для Кати привозят из Австрии.

«В чем польза письма пером? В том, что вы делаете сначала нажим, затем ослабляете руку. Получается импульсно-нажимное письмо, которое соответствует биению сердца. Поэтому это письмо на глубинных уровнях гораздо лучше чем то, что мы просто крепко держим ручку руке».


События  Черточка к черточке: мастер-класс по каллиграфии30 минут

Столько времени работники некоторых крупных японских фирм уделяют каллиграфии в обеденный перерыв.  Руководители компаний считают это занятие полезным не только для здоровья, но и для развития творческого потенциала своих специалистов.

События  Черточка к черточке: мастер-класс по каллиграфии18 часов в неделю

посвящал Александр Сергеевич Пушкин занятиям каллиграфии. 18 часов в неделю – это 3 часа в день, если сделать воскресенье выходным.

События  Черточка к черточке: мастер-класс по каллиграфии730 литров краски и 2 дня

потребовалось Покрасу Лампасу для того, чтобы создать самую большую каллиграфию в России на крыше здания «Красный Октябрь». Изображение попало в Книгу Рекордов Гиннеса.


Каллиграфия – искусство красиво и четко писать. История ремесла начинается еще в 4 веке до н.э., когда египтяне оставляли послания в форме небольших рисунков. В Корее она до сих пор является жесточайшей из всех школьных дисциплин. Не так давно в китайских школах, на родине каллиграфии, за некрасивое написание иероглифов учитель имел право ударить нерадивого ученика бамбуковой палкой по рукам. В Корее учитель может позволить себе это сделать и сегодня. В России расцвет каллиграфии пришелся на дореволюционное время. В лицеях, церковно-приходских школах и других образовательных учреждениях каллиграфия была одним из основных предметов. После 1917 года каллиграфию исключили из школьной программы как «буржуазное излишество», заменив на «чистописание». А 1968 году отказались от металлического пера, вместо которого ввели шариковую ручку. Исследования отечественных физиологов, связанные с каллиграфией, засекретили.


Что нужно?

События  Черточка к черточке: мастер-класс по каллиграфии

1, 3, 5, 11 – рейсфейдер – чертежный инструмент, в котором толщину линии можно регулировать с помощью колесика, а не нажатием;
2, 6 – перо;
4 – кисть;
7 – плакатное перо — используется тогда, когда нужно написать буквы большого размера;
8 — карандаш;
9 – венецианское перо — перо из стекла с желобками, благодаря которым перо не нужно заправлять так часто;
10 – перо-линер — автоматическая ручка с чернилами, помогает рисовать четкую полосу одной ширины.


Для кого-то каллиграфия – это способ расслабиться. Для других – возможность научиться красиво подписывать открытки. Третьим хочется видеть на лейблах собственной марки одежды свой почерк, а не Times New Roman. На мастер-классе в Курске был один мужчина, хотя представители сильного пола считаются лучшими каллиграфами.

События  Черточка к черточке: мастер-класс по каллиграфии

События  Черточка к черточке: мастер-класс по каллиграфии

События  Черточка к черточке: мастер-класс по каллиграфии

События  Черточка к черточке: мастер-класс по каллиграфии

События  Черточка к черточке: мастер-класс по каллиграфии

В старых фильмах перо окунают в чернила, но гораздо аккуратнее заправлять его с помощью кисти. Существует множество видов перьев для письма: с деревянными ручками и пластиковыми, спиралевидные, прямые и более изящные по форме и даже автоматические, которые не нужно заправлять.

События  Черточка к черточке: мастер-класс по каллиграфии

Прописи похожи на те, что носят в школу первоклассники, и состоят из двух частей: на первой странице завитушки, хвостики и палочки, на второй – буквы. Написание одной страницы занимает полтора часа. Самое главное – придерживать свободной рукой лист, а не голову, щеку или колено. Перо на конце имеет два «усика». Чем сильнее нажим, тем толще получается линия. Звук от того, как перо скользит по листу, напоминает что-то среднее между камином и скрипучим колесом.

События  Черточка к черточке: мастер-класс по каллиграфии


События  Черточка к черточке: мастер-класс по каллиграфии

Стив Джобс

бросил колледж после первого семестра,
но продолжал посещать занятия по каллиграфии.
По его словам, если бы он тогда не записался на единственный
курс в колледже, у продуктов Mac никогда бы не было различных гарнитур
и пропорциональных шрифтов.


События  Черточка к черточке: мастер-класс по каллиграфии

События  Черточка к черточке: мастер-класс по каллиграфии

События  Черточка к черточке: мастер-класс по каллиграфии

События  Черточка к черточке: мастер-класс по каллиграфии

Заниматься каллиграфией, говорит Екатерина, можно и дома. В магазине новичкам кроме стандартного набора предложат взять специальную бумагу для каллиграфии. Но на самом деле, такой бумаги не существует. Возьмите обычный лист для акварели, переверните его гладкой стороной к себе и пишите, пока не закончится свободное пространство. Главное требование – бумага должна быть плотной и не шершавой, чтобы перо не цеплялось за неровности. Единственная проблема – дома сложнее заставить себя заниматься, потому что у многих получается не сразу, и это демотивирует. Екатерина говорит, что лучше заниматься по 15 минут, но каждый день, чем раз в неделю садиться за перо на несколько часов. А для того, чтобы не забросить занятия после первого урока, нужно четко сформулировать цель – для чего именно вам нужна каллиграфия – тогда запал не пропадет и будет легче продолжить учиться.

 


 

 

ФОТО
[starbox id=17]
Поделиться